Inform | культового контроля сознания |
Навигация по сайтуГлавная страницаРекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Маргарет Сингер "Культы среди нас" Предисловие Глава 3 Глава 4 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 11 Глава 12 Маргарет Сингер "Выход из культов" Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия" Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует" Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум" Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья" Маргарет Сингер "Принудительное убеждение" Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления" Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы" Маргарет Сингер "Континуум влияния" Форум Гостевая книга Написать |
Главная страница > Реформирование мышления существует
Английский оригинал Реформирование мышления существует: организованное программирующее влияниеМаргарет Тейлер СингерВпервые напечатано в журнале "Обозрение культов" (The Cult Observer), том 11, №6 (1994 год), с. 3-4В последнее время защитники культов попытались создать впечатление, что концепция реформирования мышления отвергнута научным сообществом. Это неверно. В мае этого года Американской асссоциацией психиатров было опубликовано новое "Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям" (Diagnostics and Statistical Manual of Mental Disorders, сокращенно - DSM-IV), которое упоминает реформирование мышления как один из факторов, способствующих "Диссоциативному расстройству, иначе не определенному" (диагноз, часто даваемый бывшим членам культов). Реформирование мышления и его синонимы "промывание мозгов" и "принудительное убеждение" были упомянуты в DSM-III (1980 год) и исправленном DSM-III (1987 год), а также в широко признанных медицинских текстах. Реформирование мышления - это не что-то мистическое. Это систематическое применение техник психологического и социального влияния организованным программирующим образом внутри сооруженного и управляемого окружения. Его цель - произвести специфические мировоззренческие и поведенческие изменения. Эти изменения осуществляются прогрессивно, причем для тех, кто подвергается этому процессу, незаметно, что их установки и поведение изменяются шаг за шагом согласно плану тех, кто руководит этой программой. В обществе существуют многочисленные хорошо разработанные попытки повлиять на установки и изменить поведение. Однако программы реформирования мышления отличаются от остальных усилий, направленных на социальное влияние, по своим тотальным масштабам и своим последующим стадиям, направленным на дестабилизацию чувства собственного "я" участников, их чувства реальности и ценностей. Программы реформирования мышления основаны на организованном давлении сотоварищей, развитии уз между лидером или учителем и последователями, контроле общения и использовании различных техник влияния. Цель всего этого - способствовать конформизму, послушанию и принятию определенных установок и поведения, желательных для группы. Такая программа далее характеризуется манипулированием всего социального окружения человека, чтобы стабилизировать и укрепить модифицированное поведение и изменение установок. Реформирование мышления осуществляется при помощи использования процессов психологического контроля и контроля окружения, которые не зависят от физического принуждения. Сегодняшние программы реформирования мышления изощренные, искусные и коварные. Они создают психологические узы, во многих отношениях намного более сильные, чем вооруженные методы влияния. Эффекты этих программ обычно теряют свою силу, когда процессы контроля снимаются или каким-то образом нейтрализуются. Вот почему большинство американских военнопленных Корейской войны, вернувшись домой, отказались от содержания программ индоктринации, которорым они подвергались в лагере для военнопленных, и вот почему многие культисты оставляют свои группы, если они проводят достаточно много времени вдали от группы или получают возможность обсудить свои сомнения с близким человеком. В противоположность популярному неверному представлению (иногда намеренно распространяемому), программа реформирования мышления не требует физического заключения и не производит роботов. И она не делает тех, кто был подвергнут ей, верными ей навсегда. В действительности, некоторые люди совсем не откликаются на эти программы, а другие придерживаются их содержания в течение какого-то периода времени. В целом, реформирование мышления должно рассматриваться как ситуационно приспособительное изменение верований, которое не является чем-то неуловимым и зависит от окружения. Нынешние попытки защитников культов отрицать существование реформирования мышления связаны с их более ранней защитной позицией, когда защитники культов пытались отрицать активные и обманные практики вербовки культов, отрицать массированный социальный, психологический, финансовый, духовный и другие виды контроля, которыми пользуются лидеры культов, и таким образом отбросить их зачастую деструктивные последствия. Эти более ранние попытки заслонить культы от критики опирались на "теорию ищущих", которая пренебрегает активными и обманными тактиками, используемыми большинством культов, чтобы вербовать и удерживать членов. Когда с последователями Джима Джонса и Дэвида Кореша случались массовые убийства и самоубийства, извращенная логика некоторых защитников культов предполагала, что эти "ищущие" нашли то, что хотели, таким образом освобождая от ответственности лидера культа и его поведение. Наконец, обнародуя миф о том, что реформирование мышления отвергнуто научным сообществом, защитники культов упрямо придерживаются ошибочного понимания этого процесса, противореча заключениям, приводимым в литературе, что реформирование мышления должно быть мгновенным, обширным, единообразным, вызывающим у всех одинаковую реакцию и постоянным. Недавнее подтверждение реформирования мышления в DSM-IV - это еще одно доказательство того, что этот отрежиссированный процесс использования психологического манипулирования реален и признан среди профессиональных психиатров. Поэтому говорить, что концепция реформирования мышления отвергнута научным сообществом, ложно и безответственно. Это явление изучается и обсуждается с 1951 года, и продолжающееся изучение социальными психологами и представителями других бихевиоральных наук укрепило наше понимание его компонентов и общего результата. Версия для печати |