Cult
Inform
Информационный сайт по вопросам
культового контроля сознания

Навигация по сайту

Главная страница

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Маргарет Сингер "Культы среди нас"
   Предисловие
   Глава 3
   Глава 4
   Глава 6
   Глава 7
   Глава 8
   Глава 9
   Глава 11
   Глава 12

Маргарет Сингер "Выход из культов"

Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"

Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"

Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"

Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"

Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"

Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"

Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"

Маргарет Сингер "Континуум влияния"


Форум
Гостевая книга
Написать
Главная страница > Культы среди нас > Предисловие

Английский оригинал

Культы среди нас: скрытая угроза нашей повседневной жизни

Маргарет Тейлер Сингер (в соавторстве с Джаньей Лалич)

Отрывок из предисловия к первому изданию

К 1960-м годам я начала слышать от семей, в которых были пропавшие члены, что обычно пропавшие люди были молоды, от восемнадцати до двадцати пяти лет, и были вовлечены в ту или иную культовую группу, которые имели влияние в те годы. Семья и другие люди, знакомые с человеком, говорили о внезапном изменении личности, новой манере разговора, эмоциональной сдержанности и отделении от семьи и прошлого. Я осознала, что это звучит подобно эффекту программы реформирования мышления, или тому типу интенсивного убеждения и социального контроля, который я изучала так долго, явление, которое, как мы считали до тех пор, происходило, в основном в отдаленных местах. Но теперь это было практически дома.

Существует много определений и взглядов того, что такое культ, и иногда писатели, ученые и даже бывшие члены полностью избегают этого термина. Термин "культ" имеет тенденцию подразумевать что-то таинственное, что-то отличное от нормального, что-то, что к нам не относится. Но, как будет рассмотрено в "Культах среди нас", культы далеки от маргинальности и те, кто присоединяется к ним, не отличаются от нас с вами. Проблемы, которые с ними связаны, основополагающи для нашего общества, нашего понимания друг друга, нашего принятия уязвимости и потенциала для злоупотреблений в нашем мире.

В этой книге я использую слова "культ" и "культовая группа" для обозначения любой из большого числа групп, которые выросли в нашем обществе и похожи друг на друга в своем происхождении, структуре власти и управления. Культы могут быть от относительно добропорядочных до тех, которые осуществляют чрезвычайный контроль над жизнями членов и используют процессы реформирования мышления для влияния на членов и их контроля. В то время, как поведение некоторых культов вызывает критику со стороны тех, кто не является их членами, термин "культ" сам по себе не уничижителен, а просто описателен. Он обозначает группу, которая формируется вокруг человека, который заявляет, что обладает особой миссией или знаниями, которыми он поделится с теми, кто передаст принятие решений этому самопровозглашенному лидеру.

Культы могут быть разными по размеру, образовываться вокруг различной темы и вербовать людей различного возраста и происхождения. Не все культы являются религиозными, как думают некоторые люди. Причины их существования могут затрагивать религию, стиль жизни, политику или различные философии. Не каждый человек, с которым контактирует вербовщик, присоединится к культу, не все остаются в культах навсегда. Культы различны по тому, какой финансовой и политической силой они обладают. Некоторые являются местным явлением с дюжиной членов. Другие имеют тысячи членов, располагают международным бизнесом и контролируют сложные организации, владеющие многими миллионами, если не миллиардами долларов.

Современные культы и группы реформирования мышления имеют тенденцию предлагать очевидные утопии, места, где все болезни человечества будут исцелены. Приманка культов состоит в том, что если вы просто будете вместе с ними, все будет прекрасно и все всегда будут жить счастливо.

В течение длительного времени люди писали о таких обещанных утопиях, но при этом они также описывали негативные стороны, которые можно назвать отрицательными утопиями. В 1949 году Джордж Оруэлл написал об отрицательной утопии, которая, как он боялся, разовьется к 1984 году. Другие авторы до него, такие как Даниэль Дефо, Алдос Хаксли и Джек Лондон, также писали отрицательные утопии, в которых политические системы постепенно ограничивали и, в конце концов, подавляли основные человеческие способности к творческому, научному и сострадательному мышлению. В этих реальных или вымышленных правительствах использовались пытки, наркотики и мистические, эзотерические методики в качестве методов устрашения для контроля людей.

Гений Оруэлла заключался в том, что он понял, что комбинация социальных и психологических методов проще, эффективнее и дешевле, чем методы насилия с применением оружия. Социальное и психологическое убеждение также привлеает меньше внимания и поэтому менее способно рано и легко вызвать оппозицию со стороны тех,кто подвергается манипулированию. Оруэлл рассуждал, что, если правительство сможет контролировать все СМИ и межличностное общение, при этом одновременно заставляя граждан разговаривать на политически контролируемом жаргоне, то оно сможет ослабить независимое мышление. Если можно контролировать мысли, тогда можно предотвратить акции неповиновения режиму. Не только в своей книге "1984", но и в своих очерках о политике и английском языке Оруэлл подчеркивал силу слов. Слова представляют мысли, и без способности выражения мыслей люди теряют доступ к своему собственному мышлению.

Когда наступил 1984 год, различные тоталитарные правительства контролировали и осуществляли цензуру СМИ и репрессировали несогласных индивидуалов. И на протяжении лет по всему миру то здесь, то там появлялись многие разновидности оруэлловских Большого Брата, нового языка и полиции мыслей, некоторые более зловещие и утонченные, чем другие. Возможно, предсказания Оруэлла никогда не исполнятся полностью благодаря замечательным свойствам человеческого ума, когда он остается свободным мыслить. Но его идеи все еще служат предостережением того, насколько человеческое мышление может подвергаться влиянию.

Начиная с 1960-х годов произошел расцвет не правительств, а независимых предпринимательских групп, которые занялись бизнесом по манипулированию разумом и изменению личности. Появились мириады ложных мессий, шарлатанов и лидеров культов и групп реформирования мышления, которые используют оруэлловские техники манипулирования разумом. Они вербуют любопытных, неприсоединившихся, доверчивых и альтруистов. Они обещают интеллектуальные, духовные, политические, социальные утопии, а также самореализацию. Эти современные пестрые волынщики предлагают, среди прочего, пути к Богу, спасение, революцию, личное развитие, озарение, отличное здоровье, психологический рост, избранность, каналы для разговора с 35000-летними "существами", жизнь в экосферах и контакты с иноземными существами.

Существует огромное количество духовных, психологических, политических и других типов культов и культовых групп, которые стремятся обрести последователей и преданных членов. В противоположность мифу о том, что вступающих в культы ищут их, сами культы идут и активно и агрессивно находят последователей. В конечном итоге, эти группы подвергают своих последователей методам онемения разума, которые блокируют критическое и взвешивающее мышление и подчиняют независимый выбор контексту строгой иерархии.

Вековая мудрость состоит в том, что большинство манипуляций утонченные и скрытые. Когда Оруэлл использовал свою мудрость, он предвидел эволюцию коварного, но успешного манипулятора умами и мнениями. Он появляется как улыбающийся, внешне доброжелательный Большой Брат. Но вместо одного Большого Брата мы сегодня видим полчища Больших Братьев в мире. Многие из них - лидеры культов.


Версия для печати
Hosted by uCoz