Cult
Inform
Информационный сайт по вопросам
культового контроля сознания

Навигация по сайту

Главная страница

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Маргарет Сингер "Культы среди нас"
   Предисловие
   Глава 3
   Глава 4
   Глава 6
   Глава 7
   Глава 8
   Глава 9
   Глава 11
   Глава 12

Маргарет Сингер "Выход из культов"

Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"

Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"

Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"

Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"

Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"

Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"

Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"

Маргарет Сингер "Континуум влияния"


Форум
Гостевая книга
Написать
Главная страница > Культы среди нас > Глава 3

Английский оригинал (начало)
Английский оригинал (конец)

Культы среди нас: скрытая угроза нашей повседневной жизни

Маргарет Тейлер Сингер (в соавторстве с Джаньей Лалич)

Отрывок из главы 3 "Процесс промывания мозгов, психологического принуждения и реформирования мышления"

Таблица 3.2. Континуум влияния и убеждения
  Образование Реклама Пропаганда Индоктринация Реформирование мышления
Средоточие знаний Множество знаний, основанных на научных открытиях в разных областях. Знание касается продукта, конкурентов, продажи и влияния с помощью законного убеждения. Знание сосредоточено на политическом убеждении людских масс. Знание четко разработано для внушения людям ценностей организации. Знание сосредоточено на изменении людей без их ведома.
Направление и степень обмена мнениями Поощряется двухсторонний обмен мнениями между учителем и учеником. Обмен мнениями возможен, но общение обычно одностороннее. Есть некоторый обмен мнениями, но общение обычно одностороннее. Ограниченный обмен мнениями, общение обычно одностороннее. Никакого обмена мнениями, общение одностороннее.
Способность к изменениям Изменения происходят
по мере научных достижений,
по мере критики со стороны студентов и ученых,
по мере оценки образовательных прогрмм студентами и гражданами.
Изменения вызываются
теми, кто платит за это, на основе успеха рекламы,
законом о потребителях,
в ответ на жалобы потребителей.
Изменения основаны на изменениях тенденций в мировой политике и политических потребностях с целью пропаганды группы, нации или международной организации. Изменения происходят через формальные каналы, через письменные предложения вышестоящим. Изменения происходят редко, организация остается практически неизменной, изменения происходят, в основном, для повышения эффективности реформирования мышления.
Структура убеждения Используется структура "учитель - ученик", поощряется логическое мышление. Используется инструктирование с целью убедить потребителя или покупателя. Используется властная позиция для массового убеждения. Используется властная и иерархическая позиция. Используется властная и иерархическая позиция, нет полной осведомленности со стороны учащегося.
Тип отношений Обучение ограничено по времени, есть взаимное согласие. Потребитель или покупатель может принять или отвергнуть общение. Ожидается поддержка и одобрение слушателя. Обучение по договоренности, по взаимному согласию. Группа стремится постоянно удерживать людей.
Обман Нет обмана. Возможен обман, выбираются только положительные взгляды. Возможен обман, часто бывают преувеличения. Нет обмана. Есть обман.
Спектр обучения Сосредоточено на обучении тому, как учиться, и обучении относительно реальности; общая цель - объем знаний для развития человека. Имеет узкую цель - навязывание мнения с целью рекламы и продажи идеи, предмета или программы; другая цель - стимулировать продавца и возможного покупателя. Нацелено на большие политические массы, чтобы убедить их поверить, что определенноя точка зрения или окружение - это благо. Подчеркивается узконаправленное обучение ради определенной цели, чтобы стать кем-то или обучать исполнению обязанностей. Цель индивидуализирована, скрытые задачи (изменение человека происходит шаг за шагом, чтобы сделать его слугой лидеров).
Терпимость к другим мнениям Уважительное отношение к различиям. Подавление конкуренции. Стараются уменьшить оппозицию. Осведомленность о различиях. Неуважительное отношение к различиям.
Методы Образовательные методы. От слабого до сильного убеждения. Откровенное убеждение, иногда неэтичное. Дисциплинарные методы. Ненадлежащие и неэтичные методы.

Тактики программ реформирования мышления построены так, чтобы:
  • Дестабилизировать чувство собственного "я" человека;
  • Заставить человека полностью переосмыслить историю собственной жизни, полностью изменить свое мировоззрение и принять новое объяснение реальности и причинности;
  • Развить в человеке зависимость от организации и таким образом сделать его послушным слугой организации.

Таблица 3.3. Критерии реформирования мышления
Условия (Сингер) Темы (Лифтон) Стадии (Шейн)
  1. Человека держат в неведении относительно того, что происходит, и того, что имеют место изменения.
 
  1. Размораживание.
  1. Контроль времени человека, а если возможно и физического окружения.
  2. Создание чувства беспомощности, скрытого страха и зависимости.
  3. Подавление старого поведения и установок человека.
  1. Контроль окружения.
  2. Загрузка языка.
  3. Требование чистоты.
  4. Исповедь.
 
  1. Внедрение нового поведения и установок.
  1. Мистическая манипуляция.
  2. Доктрина превыше личности.
  1. Изменение.
  1. Создание жесткой системы логики, не допускаются новые идеи и критика.
  1. Священное знание.
  2. Разделение существования.
  1. Замораживание.

Шесть условий реформирования мышления

Эти условия создают атмосферу, необходимую для действия системы реформирования мышления:

  1. Человека держат в неведении о том, что происходит и как он постепенно изменяется.
    • Потенциальных новых членов проводят шаг за шагом через программу изменения поведения без их ведома о том, в чем заключается повестка дня или полное содержание группы.
    • Цель может заключаться в том, чтобы сделать из них колонну агентов для руководства, заставить их платить за новые курсы или заставить их сделать более глубокое посвящение, в зависимости от цели и желаний лидера.
  2. Осуществляется контроль социального и (или) физического окружения человека, в особенности его времени.
    • С помощью различных методов новых членов постоянно чем-то занимают и приводят к размышлениям о группе и ее содержании в течение как можно большей части времени бодрствования.
  3. В человеке систематически создается чувство беспомощности.
    • Это осуществляется с помощью отрыва членов от нормальной социальной группы поддержки и помещения их в окружение, где большинство людей уже являются членами группы.
    • Члены служат моделями позиций, отношений и поведения группы, и они говорят на внутригрупповом языке.
    • Членов лишают основной занятости (работы и учебы) или источника доходов, либо заставляют передать свои доходы (или их большую часть) группе.
    • Как только вы лишены своей обычной системы связей, ваша уверенность в собственном понимании понижается.
    • По мере того, как чувство беспомощности усиливается, ваше суждение и понимание мира уменьшаются (обычное видение реальности дестабилизируется).
    • По мере того, как группа нападает на ваше прежнее мировоззрение, это вызывает у вас огорчение и внутреннее замешательство, однако вам не разрешают говорить об этом замешательстве или противостоять ему - руководство подавляет вопросы и отражает сопротивление.
    • Процесс ускоряется, если вы устали - культ постоянно будет поддерживать вашу занятость.
  4. Осуществляется манипулирование системой поощрений, наказаний и переживаний таким образом, чтобы подавлятьповедение, отражающее прежнюю социальную идентичность члена.
    • Манипулирование переживаниями может быть осуществлено с помощью различных методов введения в транс, включая использование лидерами таких техник, как монотонное говорение, наведенное воображение, пение мантр, длительные периоды молитвы или лекции, длительные периоды медитации.
    • Ваши старые убеждения и образцы поведения определяются как неуместные или порочные. Руководство хочет, чтобы эти старые образцы были ликвидированы, поэтому член должен их подавлять.
    • Члены получают положительные отзывы за соответствие групповым убеждениям и поведению и отрицательные отзывы за старые убеждения и поведение.
  5. Осуществляется манипулирование системой поощрений, наказаний и переживаний, чтобы содействовать научению групповой идеологии или системы верований и одобренному группой поведению.
    • Хорошее поведение, демонстрирующее понимание и принятие групповых убеждений, и послушание вознаграждаются, в то время как вопросы, выражение сомнений и критика встречают неодобрение, исправительные меры и возможное отвержение. Если кто-то задает вопрос, ему дают почувствовать, что с ним по природе что-то не в порядке, раз он спрашивает.
    • Все отзывы члены получают от группы, они становятся полностью зависимыми от поощрений, которые дают те, кто контролирует окружение.
    • Члены должны изучить различное количество новой информации об убеждениях группы и поведении, которого ожидает группа.
    • Чем более сложной является новая система и чем больше она наполнена противоречиями, чем сложнее ее изучить, тем более эффективным будет процесс обращения в нее.
    • Уважение и теплое отношение со стороны равных очень важны для недавно завербованных. Одобрение приходит, когда поведение и образ мышления нового члена согласуется с моделями (членами). Отношения членов с равными ставятся под угрозу, когда они не способны изучить или проявлять новое поведение. Со временем, простым решением небезопасности, порожденной трудностями в изучении новой системы, становится подавление любого проявления сомнений - недавно завербованные просто соглашаются, подтверждают и действуют так, как если бы они действительно понимали и принимали новую идеологию.
  6. Пускаются в ход замкнутая система логики и авторитарная структура, которая не допускает обратной связи и отказывается изменяться кроме, как согласно одобрению или приказу руководства.
    • Группа имеет вертикальную, пирамидальную структуру. Лидеры должны иметь вербальные способы никогда не терпеть поражение.
    • Членам не позволено задавать вопросы, критиковать или жаловаться - если они это делают, лидеры утверждают, что эти члены дефективны - не организация или ее убеждения.
    • Индивидуал всегда неправ - система, ее лидеры и ее убеждения всегда правы.
    • Обращение или переделывание индивидуального члена происходят в замкнутой системе. По мере того, как члены учатся изменять свое поведение, чтобы быть принятыми в этой замкнутой системе, они изменяются - начинают говорить на языке, который служит еще большей их изоляции от своих прежних убеждений и поведения.


Версия для печати
Hosted by uCoz