Cult
Inform
Информационный сайт по вопросам
культового контроля сознания

Навигация по сайту

Главная страница

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Маргарет Сингер "Культы среди нас"
   Предисловие
   Глава 3
   Глава 4
   Глава 6
   Глава 7
   Глава 8
   Глава 9
   Глава 11
   Глава 12

Маргарет Сингер "Выход из культов"

Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"

Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"

Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"

Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"

Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"

Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"

Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"

Маргарет Сингер "Континуум влияния"


Форум
Гостевая книга
Написать
Главная страница > Групповая психодинамика и культы

Английский оригинал

Групповая психодинамика и культы

Маргарет Сингер

Напечатано в "Руководстве Мерка по диагностике и терапии", глава 136



Групповая психодинамика

Процессы влияния, которые происходят среди индивидуалов, структуры взаимодействия, которые проявляются и оказывают эффект, которому подвергают эти групповые процессы функционирование индивидуальной личности.

Научение поведению

Мы живем в наиболее изменчивом и сложном окружении, чем когда-либо существовало. Чтобы ежедневно справляться с многими и сложными социальными суждениями, мы часто полагаемся на автоматические, заученные реакции. Однако, поскольку ни один человек не имеет достаточно знания и опыта, чтобы иметь дело с каждым возникающим решением, мы иногда позволяем другим людям и тому, что происходит вокруг нас, оказывать влияние на наше поведение. Поскольку мы общественные создания - рождаемся в зависимости от других, живем, взаимодействуя с другими, - мы готовимся к групповой жизни, изучая язык, поведение, убеждения, верования, установки, отношения к чему-либо, культурные нормы и общественные ценности от тех, кто окружает нас.

Общественное поведение отражает сознательное и бессознательное научение, вероятно, через 4 главных способа:

  1. Научение через наблюдение (моделирование), когда мы наблюдаем поведение других людей, а затем копируем его.
  2. Классическое (павловское; ответное) обусловливание, в котором сочетание условного стимула (колокольчик) и безусловного стимула (мясо) приводило к безусловной реакции (слюнотечение). Повторение приводило к условному рефлексу, когда один колокольчик вызывал слюнотечение. [Здесь речь идет об опытах Павлова над собаками.]
  3. Действующее (скиннеровское; инструментальное) обусловливание, когда научение происходит как следствие подкрепление. (Если реакция подкрепляется, ее частота будет возрастать; если реакция приводит к наказанию, ее частота будет уменьшаться.)
  4. Когнитивное социальное научение: мысли, чувства, образы, воспоминания - внутренние переживания человека являются важными факторами в научении.

В последнее время теории научения стали больше внимания уделять взаимодействию, рассматривают приобретенное или унаследованное поведение, внутренние когнитивные факторы и влияние окружения как действующие в качестве взаимно обусловливающих друг друга. (То есть, поведение влияет на окружение и познания; познания влияют на окружение и поведение; окружение влияет на поведение и познания.)

Изменение поведения

Исторически власть и сила некоторых людей разительно влиять на других считалась сверхъестественной (то есть, оказывающий влияние человек был магом или колдуном, имеющим секретные снадобья и тайные знания, либо обладал богоподобными качествами). Некоторые люди всегда добивались послушания и влияния с помощью принуждения, жестокости либо обладания религиозной, политической или финансовой властью.

Послушание может быть достигнуто тремя основными методами убеждения: доводами, принуждением, уловками - используемыми по отдельности или в различных комбинациях. Их можно приблизительно представить в виде воображаемого континуума. На левом конце этого континуума находятся те попытки убеждения, которые характеризуются приведением доводов и открытым обменом мнениями, когда каждая сторона рассматривает все доказательства и пытается убедить другую сторону. Это одобренный метод в демократическом обществе. При продвижении вдоль континуума появляются различные степени давления, применяемого человеком, убеждающим других, для того, чтобы его мнение одержало верх (например, за различными формами рекламы следует пропаганда). На правом конце континуума будут находиться фашизм в Германии и Италии под руководством Гитлера и Муссолини, а также в США - Ку-Клукс-Клан и неонацистские организации. Здесь также находятся культовые группы, в которых убеждающий других человек прибегает к социальному, психологическому или физическому принуждению. Поскольку принудительные методы делают процесс убеждения очевидным, часто используются уловки. Человек, занимающийся убеждением, старается держать тех, кого он подвергает убеждению, в неведении относительно своего намерения добиться послушания и о том, что его ведут заранее запланированным курсом действий.

Мы все в определенной степени подвержены влиянию рекламы или обнаруживаем, что "идем вместе с группой", не осознавая, насколько мы подвергаемся влиянию, просто находясь в толпе (например, на рок-концерте или спортивном мероприятии), или насколько на наше поведение оказывает влияние политический оратор. Но существует практически всеобщее нежелание людей признать, что другие люди могут убедить или повлиять на них в сколько-нибудь значительной степени. Такие мысли мобилизуют неприятие чувства слабости и зависимости. Большинству людей нравится думать, что их собственный разум и процессы мышления, их мнения, ценности и идеи не могут быть нарушены и полностью саморегулируются, хотя "другие люди" могут иметь слабый разум м легко поддаваться влиянию.

Уязвимость к тактикам убеждения: На любого человека ежедневно оказывается влияние и убеждение различными способами, но уязвимость к влиянию различна. Способность отражать убеждающих людей понижается, когда человек торопится, испытывает стресс, состояние неопределенности, одинок, безразличен, неинформирован, чем-то отвлечен, утомлен. И наоборот, человек, имеющий ощущение ясности и уверенности в своих верованиях, убеждениях и ценностях, имеющий чувство состоятельности в значимых отношениях с другими людьми, имеющий ощущение, что у него есть роль в жизни, которая дает ему поддержку, намного менее уязвим для убеждения.

Также на уязвимость влияют статус и власть убеждающего человека. Более того, некоторые люди и группы получили название "профессионалы уступчивости" - торговые агенты, оказывающие сильное давление, рекламодатели, сборщики средств и другие люди, которые умело применяют некоторые фундаментальные психологические принципы, которые лежат в основе процесса влияния.

Культы

(Программы реформирования мышления, программы интенсивной индоктринации, программы интенсивной ресоциализации, группы "Нью Эйдж", группы новых движений)

Группы, имеющие религиозные, политические, психологические и другие идеологии в качестве своего ядра, которые практически всегда предлагают в качестве центральной темы особое новое психологическое знание, передаваемое неоспоримым и действующим по своему произволу авторитетом, который использует техники реофрмирования мышления (интенсивную индоктринацию или ресоциализацию, принудительное убеждение, промывание мозгов, то есть, систематическое манипулирование социальным и психологическим влиянием, отличным от других форм социального научения теми условиями, в которых оно проводится, а также техниками манипулирования окружением и межличностным манипулированием для подавления определенного поведения и обучению другому).

Взгляды культов простираются от новых психологических теорий поведения, которые коммерчески продаются как программы тренингов, до индоктринаций религиозных верований, философий, политических убеждений, оздоровительных и диетических практик. Эти группы различаются по содержанию, но разделяют общие контекстуальные социальные и психологические черты. Несколько миллионов людей (в США более 3 миллионов молодых людей) на протяжении прошлого десятилетия участвовали в опыте культовых групп.

Большинство культов отвергают современную медицину и даже считают врачей своими врагами, поскольку лидеры обычно не хотят выпускать из рук контроль за своими последователями. Однако врачи получают просьбы о помощи от людей, травмированных культовым опытом, и от родственников членов культов, которые недоумевют, что происходит. Понимание социальных и психологических особенностей групповых влияний и их воздействий на индивидуальных людей может помочь ответить на эти просьбы и получить помощь от других знающих людей.

Примеры переживаний интенсивной индоктринации во всем мире за последние 50 лет выявляют, насколько легко можно манипулировать человеческим поведением в определенных обстоятельствах. Во время политических чисток в Советском Союзе в 1930-е годы людей подвергали различным маневрам с целью сделать ложные признания и ложные обвинения. В начале 1950-х годов появились эффекты революционных университетов в Китае. Целая нация была подвергнута программе реформирования мышления, в ходе которой миллионы людей побуждались принять новые философии и проявлять новое поведение с помощью техник психологического, социального и политического принуждения. Во время войны в Корее американские военнопленные были подвергнуты программе индоктринации, основанной на методах, происходящих от китайской программы реформирования мышления и сочетавшихся с другими техниками социального и психологического влияния. В это время в нашем словаре появился термин "промывание мозгов". Поскольку среди промывавших мозги не было говорящих на турецком языке, турецкие военнопленные были оставлены без внимания и поэтому получили репутацию стойких к промыванию мозгов.

Позднее мир был шокирован влиянием и контролем Чарльза Мэнсона над маленькой группой молодых калифорнийцев, принадлажавших к среднему классу, которых он послал на совершение серии убийств. Вскоре после этого Симбионская Армия Освобождения, маленькая своеобразная революционная группа в Калифорнии, похитила Патрицию Херст и манипулировала и контролировла ее поведение до такой степени, что она участвовала с ними в ограблении банка и боялась вернуться в общество, будучи убеждена Симбионской Армией Освобождения, что полиция и ФБР убьют ее. К середине 1970-х годов тысячи семей в США и Европе начали проявлять озабоченность и бить тревогу, поскольку они увидели влияние множества манипуляторов разумом на своих отпрысков. Когда Джим Джонс привел 912 своих последователей к массовому самоубийству в джунглях Гайаны 18 ноября 1978 года, было приковано пристальное внимание к тому, насколько сильный контроль может оказывать один человек на своих последователей.

На протяжении истории возникали культы, когда происходила ломка социальных структур и правил. Такая обстановка сложилась в США в течение социальных и политических перемен в конце 1960-х годов (разрушение семейных укладов, сексуальная революция, наркокультура, марши протеста за гражданские права, демонстрации против войны во Вьетнаме, сама Вьетнамская война, гражданиское неповиновение, студенческие волнения).

Появившиеся культы имели тенденцию, в основном, обращаться к молодежи, ощущавшей потерю иллюзий и отчуждение от своих семей и установленных структур. Эти культы предлагали фигуру отца или бога молодежи, нуждавшейся в такой идентификации. Каждый самопровозглашенный мессия провзглашал простое решение сложных жизненных проблем и призывал к преданности, самопожертвованию и рвению. Молодые коммуны быстро расцвели, но вскоре завяли, поскольку они не обеспечивали обещанной безопасности, надежды и структуры. В это же время движения за психологическое знание, расширение сознания и человеческий потенциал оказывали сильное влияние на наши ценности. Молодежи говорили, что "путешествия в разуме" принесут нирвану. Первая волна культов в значительной степени использовала восточные философии, в которых преобладали медитация, йога и экзотические практики. Вскоре они были вытеснены неохристианскими, политическими и основанными на психологии группами.


Версия для печати
Hosted by uCoz