Cult
Inform
Информационный сайт по вопросам
культового контроля>

Навигация по сайту

Главная страница

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Маргарет Сингер "Культы среди нас"
   Предисловие
   Глава 3
   Глава 4
   Глава 6
   Глава 7
   Глава 8
   Глава 9
   Глава 11
   Глава 12

Маргарет Сингер "Выход из культов"

Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"

Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"

Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"

Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"

Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"

Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"

Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"

Маргарет Сингер "Континуум влияния"


Форум
Гостевая книга
Написать
Главная страница > Миф "Меня не касается"

Английский оригинал

Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум

Маргарет Тейлер Сингер

Оруэлл, как и те кто были до него, - Дефо, Замятин, Хаксли, Джек Лондон - писали "отрицательные утопии". Эти утопии являлись такими местами, в которых основные человеческие способности к творческому, научному и сострадательному мышлению постепенно ограничивались и, в конце концов, подавлялись. Не только в своей книге "1984", но и в своих очерках о политике и английском языке Оруэлл подчеркивал силу слов. Слова представляют мысли, и без способности выражения мыслей люди теряют доступ к ним.

Писатели до Оруэлла описывали централизованные правительства, которые использовали пытки, наркотики и мистические, эзотерические методики в качестве методов устрашения для контроля людей. Гений Оруэлла заключался в том, что он понял, что комбинация социальных и психологических методов проще, эффективнее и дешевле, чем методы насилия с применением оружия. Социальное и психологическое убеждение также привлеает меньше внимания и поэтому менее способно рано и легко вызвать оппозицию со стороны тех, кто подвергается манипулированию. Оруэлл рассуждал, что, если правительство сможет контролировать все СМИ и межличностное общение, при этом одновременно заставляя граждан разговаривать на политически контролируемом жаргоне, то оно сможет ослабить независимое мышление. Если можно контролировать мысли, тогда можно предотвратить акции неповиновения режиму.

Когда наступил 1984 год, различные тоталитарные правительства контролировали и осуществляли цензуру СМИ и репрессировали несогласных индивидуалов. И на протяжении лет по всему миру то здесь, то там появлялись многие разновидности оруэлловских Большого Брата, нового языка и полиции мыслей, некоторые более зловещие и утонченные, чем другие. С начала 1970-х годов произошел расцвет не правительств, а независимых предпринимательских групп, которые занялись бизнесом по манипулированию разумом и изменению личности. Появились мириады чудаков, культистов, шарлатанов, групп "Нью Эйдж" и "новых движений", которые используют оруэлловские техники манипулирования разумом. Они вербуют любопытных, неприсоединившихся, доверчивых и альтруистов. Они обещают интеллектуальные, духовные, а также самореализацию. "Трубачи" прошлого в основном обещали социальный и политический новый мир. "Трубачи" "Нью Эйджа" предлагают пути к развитию, озарению и равноправию. Многие из них позднее подвергают своих последователей методам "онемения" разума, которые блокируют мышление и подчиняют свободную волю контексту строгой иерархии.

Подобно тому, как большинство солдат считают, что пули попадут в других, а не в них самих, большинство граждан предпочитают думать, что их собственный разум и процессы мышления неуязвимы. Они заявляют: "Другими людьми можно манипулировать, но не мной". Люди предпочитают думать, что их мнения, идеи и ценности не могут быть нарушены и полностью регулируются ими самими. Они могут неохотно признать, что на них немного влияет реклама. Но помимо этого, они желают придерживаться мифа о том, что другие люди имеют слабый разум и легко поддаются влиянию, а они сами обладают сильным разумом. Люди лелеют фантазию, что манипуляторы открыто противостоят, запугивают и спорят с людьми, чтобы они исполняли их приказания. Они представляют себе Большого Брата в виде штурмового отряда с автоматами наперевес, заставляющим людей изменить свои верования, переменить свою личность и принять новую идеологию. Оруэлл использовал вековая мудрость - большинство манипуляций утонченные и скрытые. Он предвидел эволюцию коварного, но успешного манипулятора умами и мнениями. Он появляется как улыбающийся, внешне доброжелательный Большой Брат. Но вместо одного Большого Брата мы сегодня видим полчища Больших Братьев в мире.

Предсказания Оруэлла полностью не исполнились, и, возможно, никогда и не исполнятся полностью благодаря замечательным свойствам человеческого ума, когда он остается свободным мыслить. Но его идеи все еще служат предостережением того, насколько человеческое мышление может подвергаться влиянию.

Миф о неуязвимости разума нужно снова и снова иследовать, чтобы предотвратить наступление оруэлловского мира "1984". На протяжении только лишь последней полусотни лет мир увидел многочисленные примеры, в какой степени люди могут подвергаться влиянию. Многие из них были явлениями, связанными с Калифорнией.

В 1930-х годах мы наблюдали процессы политических чисток в Советском Союзе. В конце 1940-х годов мир засвидетельствовал о том, как китайские программы реформирования мышления изменяют убеждения и поведение крупнейшей нации в мире. 1950-е годы принесли Корейскую войну, во время которой северокорейская интенсивная индоктринация американских военнопленных показала, до каких пределов могут дойти взявшие в плен, стремясь обратить их в свои политические взгляды. Позднее, в том же десятилетии кардинал Миндсенти, глава католической церкви в Венгрии, человек огромной личной силы, сильных убеждений и веры в Бога, подвергся такому манипулированию и процессу следствия со стороны советских правоохранительных органов, что он - как и жертвы политических чисток 1930-х годов - сделал ложное признание в совершении преступлений и ложно обвинил в этом своих коллег. Когда он позже вспоминал о манипуляциях и процессе следствия, которым он подвергался, он написал в своих мемуарах: "Не осознавая, что происходит, я стал другим человеком".

Американцы часто оставляют без внимания эти чрезвычайные социологические и психологические манипуляции мышлением и поведением, поскольку эти события происходили далеко и могут быть отброшены как всего лишь иностранная пропаганда и и политические акты. Эти рассуждения основываются на мифе "меня это не касается" - в нашей стране такое не может произойти. Тогда мы должны начать рассмотрение некоторых событий, происходивших в Калифорнии, чтобы увидеть, что чрезвычайные влияние и манипуляции возможны и здесь.

Чарльз Менсон манипулировал группой молодежи среднего класса, которые поверили в его безумную версию "суматохи и беспорядка" и под его влиянием совершили многочисленные зверские убийства. Позднее, Патриция Херст, жертва похищения, подвергалась психологическому и другим видам злоупотреблений со стороны самозванной группы революционеров прибрежной зоны Калифорнии. Они использовали оруэлловские манипуляции разумом, а также вооруженные методы, чтобы добиться ее послушания.

В 1978 году Джин Джонс манипулировал 912 человеками, приведя их к самому большому в истории массовому явлению убийств и самоубийств. После него мир увидел других лидеров культов, таких как Дэвид Кореш в Техасе, Люк Журе с последователями в Канаде, Франции и Швейцарии, которые привели своих последователей к смерти в огне.

Сотни других лидеров культов собрали намного больше последователей, чем Джим Джонс, обещая новые психологические и духовные утопии. Они добились успеха, комбинируя различные старые, как мир, техники психологического и социального убеждения в атмосфере методов "мягкой торговли" с Мэдисон-авеню. Поскольку большинство последователей были молодыми или бедными, лишь немного внимания и доверия уделялось заявлениям бывших членов, семей и друзей, которые говорили об эффектах техник манипулирования, которые использовались в этих группах. Конгрессмен Лео Дж. Райан понимал явления манипуляции, которые люди ему описывали, и лишился жизни в джунглях Гайаны, исследуя, как Джим Джон покоряет умы.

Если бы Джордж Оруэлл был жив, он мог бы быть заинтригован разнообразием ситуаций, в которых сегодня применяются техники покорения умов и манипулирования мышлением. Его гений проявился в том, что он увидел, как язык, а не физическая сила, может быть использован, чтобы манипулировать умами. В действительности, возрастающее подтверждение в бихевиоральных науках состоит в том, что улыбающийся Большой Брат имеет намного большую силу влияния на мышление и принятие решений, чем очевидно угрожающий человек. Как сказал Оруэлл в последних словах своей пророческой книги: "Он любил Большого Брата".


Версия для печати
Hosted by uCoz