Cult
Inform
Информационный сайт по вопросам
культового контроля>

Навигация по сайту

Главная страница

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Маргарет Сингер "Культы среди нас"
   Предисловие
   Глава 3
   Глава 4
   Глава 6
   Глава 7
   Глава 8
   Глава 9
   Глава 11
   Глава 12

Маргарет Сингер "Выход из культов"

Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"

Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"

Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"

Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"

Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"

Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"

Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"

Маргарет Сингер "Континуум влияния"


Форум
Гостевая книга
Написать
Главная страница > Вопросы психического здоровья

Английский оригинал

Вопросы психического здоровья: программы реформирования мышления и психические последствия

Маргарет Тейлер Сингер и Ричард Офш

Термин "реформирование мышления" был введен в психиатрическую литературу Лифтоном, а термин "принудительное убеждение" - Шейном. Они оба описывали программы организованного идеологического изменения, использовавшиеся китайскими коммунистами после переворота в 1949 году. Программы реформирования мышления использовались в революционных университетах, других учебных заведениях и в тюрьмах. Лифтон, Шейн и другие авторы писали о психологических эффектах у военных и гражданских заключенных, а также у людей, подвергавшихся программам реформирования мышления вне тюрем. Эти авторы обращали внимание на процессы манипуляции, которые были организованы в программы эффективного психологического и социального влияния и преследовали цель изменить политические убеждения людей.

Уже в 1929 году Мао Цзедун вел "борьбу за мысли", чтобы достичь единства и дисциплины в Китайской Коммунистической Партии. После провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году сотни или тысячи людей подверглись программам реформирования мышления с целью идеологического перевоспитания. Сессии групповой борьбы убеждали людей отвергнуть свои прежние политические взгляды и принять новые, одобренные государством, политические воззрения.

Не использовались ни мистические методы, ни тайные новые техники. Эффективность программ реформирования мышления не зависела от тюремной обстановки, физического насилия или угрозы смерти. Программы использовали организацию и применение интенсивного манипулирования чувствами вины, стыда, беспокойства в сочетании с вызыванием сильного эмоционального возбуждения в заведениях, которые люди не могли покинуть из-за социального и психологическог давления или из-за вынужденного заключения. Давление уменьшалось только, если участники принимали систему убеждений или поведение, обнародованные поставщиками програм реформирования мышления.

История программ реформирования мышления

Существует два поколения программ чрезвычайного влияния и контроля, которые нас интересуют. Первое поколение инетересующих нас программ - советские и китайские практики реформирования мышления и контроля поведения, которые изучались 20-30 лет назад [в 1950-е - 1960-е годы]. Второе поколение интересующих нас программ реформирования мышления - те, которые используются сейчас [1987-1990 годы], либо существовали в течение последнего десятилетия [1970-е - 1980-е годы] в Соединенных Штатах и западном мире.

Существует намного больше таких программ, чем осознают неспециалисты, и эти более новые программы являются более эффективными и действенными. Они также могут быть более психологически рискованными для людей, которые им подвергаются, чем показывают исследования для программ первого поколения. Программы второго поколения используют техники влияния, в течение долгого времени признаваемые существенными элементами программ реформирования мышления, а также большое количество новых техник влияния. Такие программы могут вызывать и вызывают психические последствия.

По-видимому, психические последствия являются результатом ошибок в применении этих программ измененения мировоззрения, установок и отношений. Мотивация подвергнутого такой программе человека принять позицию, навязываемую манипулятором, и стать послушным производится с помощью вызывания чрезвычайного беспокойства и эмоционального страдания. Лифтон сообщал, что руководители программ первого поколения старались как можно ближе наблюдать за людьми так, чтобы, когда они достигнут грани декомпенсации, уменьшить давление. Цель заключалась в том, чтобы держать человека в состоянии максимального стресса, не вызывающего психоза. Программы второго поколения увеличили возможность ошибки, поскольку имеется тенденция меньше следить за людьми, применяются техники вызывания беспокойства и стресса, которые более действенны и менее предсказуемые по величине своего воздействия на людей, и эти программы стремятся вызывать подчинение быстрее, чем программы первого поколения.

Программы реформирования мышления второго поколения также создают больший психологический риск у подвергнутых им людей, поскольку применяется усложнение тактик влияния. Нападки на самооценку человека присутствуют и в более старых, и в более новых программах. Однако в программах первого поколения основным нападкам подвергались политические аспекты самоосознания человека - периферический аспект самоосознания для большинства людей.

В более новых программах реформирования мышления, по-видимому, нападки разработаны для дестабилизации более центральных аспектов переживания самого себя человеком. Более новые программы подрывают основополагающее сознание человека, его осознание реальности, верования и мировоззрение, эмоциональный контроль и защитные механизмы. Мы предполагаем, что нападение на стабильность и качество оценок представления о себе является принципиальной эффективной техникой, используемой в проведении программы принудительного реформирования мышления и контроля поведения.

Программы второго поколения вызывают изменения в выражаемом поведении и установках в большей степени, чем более ранние версии посредством манипулирования различными вмдами психологического и социального влияния внутри формата, который обычно следует за темой символической смерти и возрождения. Программы второго поколения часто включают техники, похожие на те, которые были обнаружены в программах первого поколения, то есть групповое давление, моделирование, обвинение и исповедь. Применяются также дополнительные усложненные техники для дестабилизации чувства собственного "я" человека и вызывания беспокойства и эмоциональных страданий. Программы второго поколения часто включают в себя технические достижения в осуществлении влияния, такие, как гипноз, чтобы усилить вспоминаемые или воображаемые переживания, эмоциональное переполнение, лишение сна, разрушение различных психологических защитных механизмов и вызывание когнитивного замешательства. Программы второго поколения применяются, например, определенными культами, уклонившимися психотерапевтическими сообществами и некоторыми программами сознания больших групп.

Что такое программа реформирования мышления?

По существу, программа реформирования мышления - это технология изменения поведения, применяемая для того, чтобы привести к научению и принятию идеологии или определенного поведения, при определенных условиях. Она отличается от других форм социального научения условиями, в которых она проводится и техниками манипулирования со стороны окружения и межличностных оношений, которые используются для подавления определенного поведения и обучения другому.

В программе реформирования мышления одновременно присутствуют шесть условий:

  • установление существенного контроля над временем, в котором существует человек, и содержанием его мыслей, обычно осущестляемое обретением контроля над основными элементами социального и физического окружения человека,
  • систематическое создание ощущения бессилия у человека,
  • манипулирование системой поощрений, наказаний и переживаний с целью содействия новому научению идеологии или системы верований, одобряемых руководством,
  • манипулирование системой поощрений, наказаний и переживаний с целью подавления наблюдаемого поведения, которое отражает ценности и распорядка организации жизни, которое проявлял человек до контакта с данной группой,
  • поддержание замкнутой системы логики и авторитарной структуры в организации,
  • поддержание состояния неинформированности человека.

Последние два условия действуют, поскольку не существует эффективного способа для влияния человека на систему и поскольку программа действует таким ображом, что человек не знает о том, что он изменяется согласно скрытой цели организации. В замкнутой системе логики критика и жалобы приводят к тому, что человеку показывают, что он дефективен, а не организация. Наблюдения могут быть перевернуты на 180 градусов и оспорены, чтобы они приобрели смысл, противоположный намерениям критика. Когда человек спрашивает или сомневается в основополагающем принципе или правиле, внимание обращается на фактическую информацию, которая предполагает некоторое внутреннее противоречие внутри системы убеждений или противоречие тому, что сказал человек: критика или наблюдение переворачивается на 180 градусов, и человека заставляют почувствовать, что он неправ. В результате, человеку говорят: "Ты всегда неправ; система всегда права". Система отказывается от модификации, кроме, как по приказу руководства. Кроме того, когда человека держат в состоянии неведения, он действует в окружении, в котором его заставляют принимать серию шагов, каждый из которых достаточно мал, чтобы человек мог заметить происходящие в нем изменения и не смог понять цели программы, пока не достигнет поздних шагов процесса, если он вообще сможет когда-нибудь понять эти цели. Тактики программы реформирования мышления организованы таким образом, чтобы дестабилизировать ощущение собственного "я" людьми при помощи подведения и к коренному переистолкованию своей жизненной истории, радикальному изменению их мировоззрения, принятию новой версии реальности и причинности и развитию зависимости от организации, таким образом делая их действующими агентами организации, проводящей программу реформирования мышления.

Типы психологических реакций

Не каждый человек, подвергнутый системе реформирования мышления, поддается успешной манипуляции, и не каждый человек отвычает значительными реактивными симптомами. Некоторые авторы описывали психологические реакции и последствия в группах первого поколения. Не может быть предоставлено точных числовых данных по количеству пострадавших от програм второго поколения. Однако разрозненные анекдотические сообщения в психиатрической литературе, количество людей, ищущих лечения, консультирования и других форм помощи после оставления программ реформирования мышления, и растущее число людей, ищущих компенсации ущерба через судебные иски предполагают, что многие переживают различные по степени и продолжительности дистресс, неспособность и дисфункцию после таких программ.

Действительное количество может намного превышать подсчеты, сделанные на основании вышеупомянутых источников. Одно экспериментальное исследование деструктивного потенциала враждебных групп сообщает, что уровень психологических последствий превышает 10% для групп, которые используют техники вторжения и высокой конфронтации и имеют агрессивных лидеров. Эти разрушительные техники имеют много общего с дестабилизирующими техниками программ второго поколения. Полный спектр личностных и ситуационных факторов, которые предопределяют, что люди станут психологическими потерпевшими, в настоящее время не известен.

Программы реформирования мышления второго поколения подвергают учатников упражнениям и переживаниям, которые нарушают психологические защитные системы, приводя некототорых людей к эмоциональному переполнению, а других к диссоциации и расщеплению сознания. Психологическая декомпенсация и возникновение других симптомов, по-видимому, связаны с комбинированныи эффектами ранее упомянутых особенностей, в особенности, быстрому, интенсивному возбуждению неприязненных эмоциональных состояний и техник, вызывающих диссоциацию.

Анализ, представленный здесь, основан на сделанных с 1972 года наблюдениях более 3000 человек, которые были подвергнуты программам реформирования мышления в трех типах закрытых ограничивающих группах: определенных культах, некотроых психотерапевтических сообществах и некоторых тренингах знания больших групп. На поверностном уровне эти группы сильно различаются. На основании описаний, которыми нас обеспечили люди, участвовавшие в группах, осуществляющих программы, соответствующие критериям программы реформирования мышления, мы начали идентифицировать типы психологической реакции. Эта работа продолжается, и нижеследующий материал представляет собой обзор наших результатов до настоящего времени.

В настоящее время в нашей исследовательской работе мы классифицируем различные программы реформирования мышления по двум основным группам, которые отражают наблюдаемые наиболее характерные негативные психологические эффекты. Первая ветвь содержит группы, в которых главные эффекты являются результатом состояний интенсивного неприязненного эмоционального возбу.дения. Вторая ветвь состоит из групп, которые больше полагаются на использование медитации, состояний транса и диссоциативных техник. Системы реформирования мышления, которые мы изучали, имеют тенденцию использовать разнообразные техники и не ограничиваться только той или другой из наших главных категорий.

Программа, в значительной степени полагающаяся на медитацию, транс и техники диссоциации, вероятно, включает элементы приемом интенсивного эмоционального возбуждения. Верно и обратное. Некоторые из наиболее интенсивных реакций эмоционального возбуждения могут быть произведены направленным воображением и другими процедурами введения в транс. В нашей предварительной классифиции техник реформирования мышления мы использовали разделение на группы, в основном, использующие эмоциональное возбуждение, и группы, в основном, использующие диссоциацию, в качестве нашего основного разделения.

Наши интервьюируемые (большинство из которых сообщали о некоторой форме дистресса) были разделены на шесть групп согласно их реакции после оставления программы. Первая и самая большая группа - это группа реакции большинства, а остальные пять групп - это внедренные психопатологии.

Реакция большинства

Степени аномии. Реакция большинства наблюдается у людей, которые оставили программы реформирования мышления, практически независимо от времени проведенного в группе, - это различные степени аномии - чувства отчуждения и замешательства в результате потери или ослабления ранее ценимых норм, идеалов или целей. Когда человек оставляет группу и возвращается к обычному обществу, обычно возникает культурный шок и беспокойство, вызванные теориями, усвоенными в группе и необходимостью в примирении ситуационных требований, ценностей и воспоминаний в трех временных периодах - прошлое до группы, время в группе и нынешняя ситуация.

Человек чувствует себя, как иммигрант или беженец, который входит в новую культуру. Однако этот человек снова входит в свою прежнюю культуру, принося с собой серию переживаний и убеждений от группы, в которой он состоял, и эти переживания и убеждения вступают в конфликт с нормами и ожиданиями. В отличие от иммигранта, сталкивающегося с практически новой ситуацией, вернувшийся из группы, сталкивается с отвергнутым им обществом. Таким образом, большинство людей, оставляющих программы реформирования мышления проходят через период, в течение которого они должны соединить расщепленное или раздвоенное собственное "я", которое они поддерживали, находясь в группе, и достигнуть согласия со своим догрупповым ощущением себя.

Внедренные психопатологии

Реактивные шизоаффективные психозы. Они имеют место у людей, не имевших в прошлом психических расстройств и не имеющих родственников с психическими расстройствами, а также у людей, не имевших в прошлом психических расстройств, но имеющих членов семьи с психическими расстройствами.

Эти психотические эпизоды имеют продолжительность от нескольких дней до почти года, чаще всего, в пределах от 1 до 5 месяцев. Декомпенсация обычно происходит как немедленная реакция на пиу вызывающего стресс опыта. Сильные аффективные компоненты, обычно по типу гипомании или мании, были замечены близко по времени к декомпенсации и после нее. Эти компоненты, по-видимому, связаны с моделированием поведения в группе и установками, одобряемыми группой. Определенные программы, по-видимому, взаимодействуют с личной историей и ситуационными качествами группы, приводя к депрессивным реакциям.

Посттравматические стрессовые расстройства. Этот тип расстройства описан в разделе 309.89 DSM-III-R.

Атипичные диссоциативные расстройства. Этот тип расстройства описан в разделе 300.15 DSM-III-R.

Беспокойство, вызванное релаксацией. Это тип атипичного беспокойства согласно классификации DSM-III-R, но лучше всего оно описано в недавних нарастающих сообщениях, появляющихся в исследовательской литературе.

Разнообразные реакции. Они включают беспокойство в сочетании с когнитивной недостаточностью, такой, как трудность концентрации, неспособность сфокусироваться и поддерживать внимание и ослабление памяти (особенно кратковременной); нанесение себе увечий; фобии; самоубийство и убийство; психологические факторы, вызывающие физические заболевания (описано в разделе 316.00 DSM-III-R), такие, как инсульт, инфаркт миокарда, внезапная смерть, возникновение язвы желудка, астмы и т. д.

Примеры

Оба нижеследующих случая иллюстрируют возникновение психических последствий у людей, подвергнутых программам реформирования мышления. Никто из описанных ниже людей не имел ранее психических расстройств и не имел роственников с психическими расстройствами.

Кирк

Кирк иллюстрирует расщепление или раздвоение собственного "я", которое происходит, когда человек оставляет обычное мировоззрение и принимает альтернативное мировоззрение, которому обучают с применением программы реформирования мышления. Профессионалы, которые лечили Кирка, диагностировали его состояние как беспокойство, вызванное релаксацией, которое развилось в приступы паники и атипичные диссоциативные состояния.

Он был членом группы, практикующей медитации с использованием мантр. В начале он пытался опустошить разум от всех рефлективных мыслей на несколько минут каждое утро и вечер. Мантра, предположительно не имеющее смысла слово, была санскритским именем индуистского божества.

Кирк получил хорошее образование в области физики в одном из престижных университетов. Друг привел его на бесплатную лекцию по уменьшению стресса в жизни. Кирк не испытывал стресс, но благосклонно отнесся к схемам и графикам лектора, на которые он ссылался как на научное доказательство того, что медитация творит чудеса, не известные человечеству - кроме как благодаря методам лидера группы. По причине кажущегося научного обоснованияк заплатил взнос и начал посещать уроки медитации. Эти уорки начинались с кратких периодов медитации, которые вскоре увеличились и стали комбинироваться с продолжительными периодами пения мантр и гипервентиляции.

Спустя несколько месяцев он начал испытывать приступы боли в груди, обмороки, учащенное сердцебиение и усталость. Когда он пожаловался в центре медитации на эти симптомы, его заверили, что это нормальные признаки избавления от стресса и доказательство того, что он достиг более высокого состояния сознания. Таким образом, Кирк не принял в расчет свое страдание, принимая его как плату, которую он должен заплатить, чтобы достичь обещанной лидером цели. Если бы Кирк не следовал практике медитации с одновременным вовлечением в группу, он бы, вероятно, прекратил эту практику, как только у него появились эти отрицательные реакции.

Во время одного из приступов паники он был доставлен в реанимацию, где врач приписал его состояние стрессу и давлению. Он перестал медитировать на несколько дней, и симптомы исчезли. Однако группа проинструктировала его увеличить время на пение мантр, гипервентиляцию и медитацию. В течение нескольких лет его состояние ухудшилось. Приступы паники продолжались, Он сообщал о том, что впадал в прострацию и стал забывчивым. Он позволил своей карьере, социальной жизни и интеллектуальному развитию придти в упадок. Следуя совету руководителя группы, для облегчения ухудшевшегося состояния он часто проводил по 8 часов в день на протяжении целой недели, занимаясь пением мантр, гипервентиляцией и медитацией. Он провел несколько отдельных месяцев, придерживаясь такого режима.

Его страдания усилилсь. У него было сильное головокружение и предметы казались ему кружащимися, плавающими и колеблющимися в воздухе. Он чувствовал тошноту, дезориентацию, потерю рассудка и замешательство. На работе он начал терять уверенность в своих способностях и беспокоился, что сходит с ума.

Вскоре он обнаружил, что не может сфокусироваться на окружающей обстановке. Когда он пытался, вещи казались ему искривленными, тусклыми и чуждыми. Он чувствовал, что подавлен беспокойством, депрессией, тошнотой и истощением. Он взял недельный отпуск на работе и сидел в своей квартире, плача, в явном состоянии деперсонализации и нереальности, сопровождавшемся множеством странных ощущений и психического содержания. Он посетил нескольких врачей общей практики, которые не смогли диагностировать его симптомы.

Однажды, ведя машину, он потерял память. Он не мог вспомнить, кто он и куда едет. Он припарковал машину и пошел в ресторан. Когда он вышел, ему потребоавлось два часа, чтобы найти машину, потому что он не помнил, где ее оставил.

Вскоре после этого преходящего, но настораживающего эпизода амнезии он оставил работу, поскольку не мог больше инстуктировать рабочих, что было частью его технической работы. Когда ему надо было говорить, он чувствовал. что упадет в обморок, терял мысль, которую собирался высказать, и не был способен функционировать.

Беверли

Беверли, которой сейчас 27 лет, была членом культа в возрасте с 15 до 24 лет. В течение 2 лет после выхода из культа она слишком боялась искать помощи или сказать кому-нибудь, что произошло в тесение тех лет, когда она была в группе. Наконец, она консультировалась у психолога продолжительное время. Начальные симптомы состояли из серьезной депрессии, беспокойства, множественных фобий и размытия идентичности. По мере раскрытия ее истории в течение терапии был поставлен диагноз посттравматического стрессового расстройства. Нижеследующий материал - отрывок отчета, написанного ее психотерапевтом.

Группа, к которой присоединилась Беверли, была основана иммигрантом, который присвоил себе титулы гуру, йога и учителя после прибытия в Соединенные Штаты. Он начал собирать немногих последователей, рекламируя себя как специалиста по упражнениям и диете.

Родственник Беверли жил какое-то время в коммуне, которую он основал. Этот родственник попросил 15-летнюю Беверли провести лето в коммуне. Она оставалась в коммуне 9 лет. Беверли была легкой целью для полного подчинения лидеру и его помощникам. Его программа индоктринации и влияния привела ее к вере во все его заявления - что он самый знающий из живых людей, что он знает секреты скрытого здоровья и жизни, которые раскроет ей. Группа проповедовала необычную и постоянно меняющуюся диету. Беверли пришла к убеждению, что лидер всеведущ, вездесущ и всемогущ. Он относился к ней, как к своему протеже, подвергая ее бесконечным сессиям индоктринации и устраняя альтернативные источники социальной поддержки, пока она не стала полностью зависимой от него.

Она верила, что он знает все секреты вселенной. Она верила, что он имеет силу над жизнью и смертью - ее и ее семьи - поскольку он заявлял, что он превыше закона и что он может отдать приказ о казни любого человека, который неугоден ему. Он часто заявлял, что подвергнет смерти ее и ее семью, если она когда-нибудь оставит его. В конце концов, когда она попыталась уйти после почти 9 лет, он поместил ее под вооруженную охрану и помешал ей уйти.

Наиболее травмирующие эпизоды, связанные с лидером, начались, когда Беверли пробыла в группе несколько лет. Он сказал ей, что излечит ее от того, что он называл ее сексуальным неврозом. Он продолжал насиловать ее, в то время, удерживая ее в положении лежа. После этого события она была оглушена, подавлена, замкнута и была на грани самоубийства почти 3 года. Лидер снова ее насиловал анальным и генитальным способом и незаслуженно жестоко ее избивал. Она дважды забеременела. Каждый раз лидер приказывал ей сделать аборт. Спустя несколько часов после одного из абортов он изнасиловал ее.

В конце концов, Беверли перестала считать его богом после того, как у нее появился герпес и хроническая инфекция почек и мочевого пузыря. Она воспринимала его только как жестокого, грубого насильника. В это время лидер назначил вооруженную охрану, чтобы предотвратить ее побег. Он пробыла в фактической тюрьме больше года.

Наконец, несколько лет назад она сбежала, все еще веря, что лидер или его помощник найдут и убьют ее и ее родителей. Этот страх продолжается.

Беверли имеет фобию, связанную с вождением машины. По-видимому, она связана с тем. что лидер говорил ей, что если она когда-нибудь уйдет от него, она погибнет в автомобильной катастрофе. После года лечения она может вести машину, проезжая короткое расстояние, но испытывая при этом сильное беспокойство.

Беверли испытывает мучительное беспокойство по поводу того, что она называет "ретроспективным показом". Она снова живо переживает, что она чувствовала, когда была вынуждена сидеть бесконечные часы, слушая бессвязные, бессмысленные лекции лидера. Во время этих лекций она негодовала, что должна сидеть так долго, но не могла пошевелиться или уйти. Она боялась, что лидер имеет магическую силу и что если она вызовет его неодобрение, то причинит себе вред или даже умрет, как он заявлял, происходило с теми, кто отказывался ему повиноваться. Из-за этих отрицательных ассоциаций с продолжительным сидением она была неспособна посещать школьные уроки, службы в церкви и подобные мероприятия. Таким образом, ее уровень образования остается тем же, что и в возрасте 15 лет, когда она присоединилась к культу.

У нее наблюдаются приступы паники в сочетании с агорафобией [боязнь открытого пространства], когда она должна оставить все, чем занимается, и вернуться в свою квартиру, чтобы почувствовать себя в безопасности. Эти приступы не дают ей возможности удержаться на работе и безопасно получать удовольствие от рекреационных занятий. У нее есть постоянно присутствующее свободно проносящееся чувство дурного предзнаменования и опасности.

У Беверли есть трудности с засыпанием, поскольку возникают страшные образы лидера, которые вызывают у нее страх. Когда она засыпает, ей снятся кошмары, связанные с его нападениями на нее. Она спит полностью одетая, поскольку боится, что ей придется бежать от охранников лидера. Это небезосновательно, поскольку такое происходило, прежде, чем она оставила коммуну. Ее состояние оцепенения и оглушенности, наблюдавшееся в начале лечения, уменьшилось, но остальная часть посттравматического стрессового синдрома остается. Она чувствует, что ее жизнь разрушена и страдает общей ангедонией.

Резюме

Техники, используемые для внедрения убеждений, изменения и зависимости различными программами реформирования мышления, по-видимому, связаны с типом психологических последствий, которые программа имеет тенденцию производить. Программы тренингов знания больших групп, по-видимому, с большей вероятностью вызывают расстройства настроения и аффективные расстройства. Группы, которые используют длительные медитации с использованием мантр и опустошения сознания, гипервентиляцию и пение мантр, по-видимому, с большей вероятностью вызывают у участников беспокойство, связанное с релаксацией, панические расстройства, заметные диссоциативные проблемы и когнитивную недостаточность.

Программы реформирования мышления в психотерапевтических сообществах, по-видимому, с большей вероятностью вызывают продолжительные страхи, нанесение себе увечий, самоунижение и неадекватное проявление искусственной самоуверенности и эмоциональности.

Многие люди, подвергавшиеся достаточно продолжительным программам реформирования мышления, сообщают о преходящей и продолжительной когнитивной недостаточности с ослаблением концентрации, внимания и памяти. Большинство из этих сообщений исходят от самонаблюдений. Другие исходят от семей и друзей, которые замечают недостаточность, которая либо отсутствовала до программы реформирования мышления, либо является усилением существовавших ранее тенденций.

Существует взаимодействие между философским содержанием программы, упражнениями, практиками и каждым человеком, подвергнутым ей. Программа реформирования мышления посягает на умственные способности, защитные механизмы, наклонности, ценности и поведение. Вдобавок, генетически-биологический состав каждого человека, его жизненный опыт, личность и умственный состав взаимодействуют со стрессорами, вызываемыми столкновением старых ценностей, убеждений и кодекса поведения человека с новыми убеждениями и поведением, обнародованными программой.

Предсказать реакцию любого человека на любой режим реформирования мышления сложно, а может быть и невозможно. Однако, как и во всех ситуациях, вызывающих стрессы, конфликты и интенсивные отрицательные эмоции, определенные формы поведенческой патологии с большей вероятностью, чем другие типы, возникают у людей, которые подвергаются определенным комбинациям стрессоров.

Доктор Сингер - адьюнкт-профессор кафедры психологии Калифорнийского университета в Беркли [во время написания статьи]. Доктор Офш - профессор кафедры социологии Калифорнийского университета в Беркли. Эта статья была представлена в качестве лекции в память Вирджинии Тарлоу в Медицинской школе Северо-западного университета в Чикаго, штат Иллинойс, в июне 1987 года.


Версия для печати
Hosted by uCoz