Cult
Inform
Информационный сайт по вопросам
культового контроля сознания

Навигация по сайту

Главная страница

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Маргарет Сингер "Культы среди нас"
   Предисловие
   Глава 3
   Глава 4
   Глава 6
   Глава 7
   Глава 8
   Глава 9
   Глава 11
   Глава 12

Маргарет Сингер "Выход из культов"

Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"

Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"

Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"

Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"

Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"

Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"

Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"

Маргарет Сингер "Континуум влияния"


Форум
Гостевая книга
Написать
Главная страница > Как действует реформирование мышления

Английский оригинал

Как действует реформирование мышления

Маргарет Сингер

Принуждение определяется как "сдерживание или вынуждение что-то сделать с применением силы". Юридически это часто подразумевает применение физической силы либо физических или юридических угроз. Эта традиционная концепция принуждения намного проще для понимания, чем концепции технологии "принудительного убеждения", которое представляет собой эффективное сдерживание, ослабление или побуждение к чему-то при помощи постепенного применения психологического воздействия.

Программа принудительного убеждения - это технология изменения поведения, применяемая для того, чтобы вызвать "научение" и "принятие" определенных принципов поведения или идеологии под воздействием определенных условий. Она отличается от других форм добропорядочного социального научения или миролюбивого убеждения условиями, в которых она проводится, и техниками манипулирования окружением и межличностных манипуляций, которые применяются для подавления определенного поведения и обучения другому. С течением времени, принудительное убеждение, психологическое воздействие, близкое в некоторых отношениях юридическим концепциям чрезвычайного влияния, может быть даже эффективнее, чем применение физической боли, пыток, наркотиков и использование физической силы и юридических угроз.

Неправильное представление времен войны в Корее под названием "Кандидат в Манчжурию", которое заключается в необходимости увеличивающих внушение наркотиков, физической боли и пыток для достижения эффекта реформирования мышления, обычно связано со старыми представлениями и моделями промывания мозгов. Сегодня они не являются необходимыми для эффективности программы принудительного убеждения. Применяя наркотики, физическую боль, пытки или даже угрожая физическим принуждением, часто можно временно заставить кого-то сделать нечто против его желания. Можно даже заставить сделать то, что человек ненавидит или по-настоящему не любит или не хочет делать в это время. Человек это делает, но его отношение к этому не меняется.

Это очень сильно отличается и намного менее разрушительно, чем можно достичь с помощью усовершенствований принудительног убеждения. Применяя принудительное убеждение, можно изменить отношения людей к чему-то без их ведома и волеизъявления. Можно произвести новые "отношения", когда они будут добровольно делать то, к чему прежде испытывали отвращение, то, что прежде только пытки, физическая боль или наркотики могли заставить их сделать. Успехи технологий вызывания чрежвычайного беспокойства и эмоционального стресса, используемых в принудительном убеждении, превосходят принуждение старыми способами, которое фокусируется на боли, пытках, наркотиках или угрозах, тем, что эти старые системы не изменяют отношения, чтобы подвергнутые им люди следовали приказаниям "добровольно". Принудительное убеждение меняет отношение и поведение, а не только поведение.

Цели и тактики принудительного убеждения

Принудительное убеждение, известное также как реформирование мышления, лучше всего можно понять как скоординированную систему постепенного принудительного влияния и контроля поведения, разработанную для обманного и тайного манипулирования и влияния на индивидуалов, обычно в условиях группы, для принесения какой-то выгоды устроителям программы, обычно финансовой или политической.

Существенная стратегия, используемая теми, кто осуществляет такие программы, состоит в том, чтобы систематически выбирать, располагать в определенной последовательности и координировать многочисленные тактики принудительного убеждения в течение продолжительных периодов времени. Существует семь основных типов тактик, которые находятся в программе принудительного убеждения в различных комбинациях. Программа принудительного убеждения может быть достаточно эффективна без присутствия всех этих семи типов тактик.

Тактика 1. Человек подготавливается к реформированию мышления при помощи возрастающей внушаемости и/или "смягчения", в особенности через гипнотические или другие техники повышения внушаемости, такие как:

  1. Продолжительные упражнения, направленные на слуховую, визуальную, вербальную или тактильную фиксацию.
  2. Чрезвычайно точное повторение рутинной деятельности.
  3. Уменьшение продолжительности сна.
  4. Пищевые ограничения.

Тактика 2. Используя поощрения и наказания, стараются установить значительный контроль над социальным окружением человека, его временем и источниками социальной поддержки. Поощряется социальная изоляция. Контакты с семьей и друзьями сокращаются, как контакты с людьми, не разделяющими установок, одобренных группой. Взращивается экономическая и другие виды зависимости от группы. (В случае предшественника принудительного убеждения, промывания мозгов, этого было достаточно легко достичь обычным тюремным заключением.)

Тактика 3. В групповом общении запрещены информация, не подтверждающая групповую идеологию, и мнения, не поддерживающие ее. Существуют правила относительно тем, которые можно обсуждать с посторонними. Общение сильно контролируется. Обычно разрабатывается "внутригрупповой" язык.

Тактика 4. Предпринимаются частые и интенсивные попытки заставить человека переоценить наиболее центральные аспекты его переживания своего "я" и прежнего поведения отрицательным образом. Разрабатываются усилия для дестабилизации и подрыва основного сознания человека, его знания реальности, мировоззрения, эмоционального контроля и защитных механизмов, а также переистолкования человеком своей жизненной истории и принятия новой версии причинности.

Тактика 5. Предпринимаются интенсивные и частые попытки подорвать уверенность в себе человека и его суждения, создавая чувство беспомощности.

Тактика 6. Используются нефизические наказания, такие как интенсивное унижение, потеря привилегий, социальная изоляция, изменение социального статуса, интенсивная вина, беспокойство, манипуляции и другие техники для вызывания сильного взрыва отрицательных эмоций и т.д.

Тактика 7. Используются или присутствуют определенные мирские психологические угрозы [воздействие]: Неспособность принять одобренные отношеня, установки, убеждения или обусловленного ими поведения приведет к серьезному наказанию или страшным последствиям (например, физической или психической болезни, рецидиву прежней физической болезни, наркозависимости, экономическому краху, социальным неудачам, разложению, неспособности найти супруга и т.д.).

Другой набор критериев связан с определением других общих элементов систем контроля сознания. Если большинство из модели Роберта Джея Лифтона, состоящей из восьми пунктов, используется в культовой организации, скорее всего, это опасный и деструктивный культ. Эти восемь пунктов следующие:

Разработанная Робертом Джеем Лифтоном модель реформирования мышления, состоящая из восьми пунктов

  1. Контроль окружения. Ограничение многих или всех форм общения с теми, кто не состоит в группе. На книги, журналы, письма и посещение друзей и членов семьи налагается табу. "Выйдите и отделитесь!"
  2. Мистическое манипулирование. Потенциальный обращенный в группу становится убежденным в высшей цели и особом призвании группы при помощи глубокого события или переживания, например, при помощи якобы совершенного чуда или пророческого слова кого-либо из группы.
  3. Требование чистоты. Явно выраженная цель группы заключается в том, чтобы привести к определенному изменению: на глобальном, социальном или личностном уровне. "Совершенство возможно для тех, кто находится в группе и предан ей".
  4. Культ исповеди. Нездоровая практика саморазоблачения перед членами группы. Часто в контексте публичных собраний в группе признаются прошлые грехи, несовершенство и даже сомнения по поводу группы и критические мысли о честности и правоте лидеров.
  5. Священное знание. Групповая перспектива абсолютно истинна и полностью способна объяснить всё. Доктрина не подлежит поправкам или вопросам. Требуется абсолютное следование доктрине.
  6. Загруженный язык. В контексте группы возникает новый набор слов. Члены группы "думают" внутри очень абстрактных и поверхностных параметров групповой доктрины. Терминология в значительной мере останавливает критическое мышление, укрепляя "черно-белое" мышление. Загруженные термины и клише наносят вред мышлению.
  7. Доктрина превыше личности. Догрупповой и групповой опыт сужаются и решительно истолковываются с помощью абсолютной доктрины, даже когда опыт противоречит доктрине.
  8. Разделение существования. Спасение возможно только в группе. Те, кто уходит из группы, обречены на погибель.

Принудительное убеждение - это не мирное убеждение

Программы, отождествляемые с перечисленными выше семью тактиками, сходны в том, что имеют элементы, направленные на серьезное изменение представление о себе человека, его восприятие реальности и межличностных отношений. Будучи успешными в вызывании этих изменений, программы реформирования мышления Также, кроме всего прочего, создают потенциальное воздействие, необходимое для применения чрезмерного влияния на способность человека к независимому принятию решений и даже превращению человека в послушного агента для выгоды организации без осознанного ведома или согласия человека.

Программы принудительного убеждения эффективны, поскольку индивидуалы, переживающие намеренно спланированное сильное давление, которое они вызывают, могут уменьшить давление, только принимая систему или поведение, проповедуемые постановщиками программы принуждения. Отношения между человеком и тактиками принудительного убеждения - динамичные в том, что хотя воздействие давления, поощрений и наказаний, налагаемых на человека, значительно, они не приводят к стабильному, осмысленному, самостоятельно избранному пересмотру убеждений или установок. Скорее, они ведут к вынужденному согласию и ситуационно необходимой и выработанной рационализации нового поведения.

Снова повторяю, для поддержания новых установок или "решений", подкрепления рационализации и продолжения чрезмерного влияния на поведение человека в течение определенного времени, должны более или менее продолжительно применяться тактики принуждения. Пламенная проповедь с кафедры, говорящая об аде и проклятии и вызывающая чувство вины, или несколько часов в присутствии торгового агента, оказывающего сильное давление, или другие единичные случаи так называемого мирного убеждения не составляют "необходимых аккордов и оркестровки" последовательной, продолжительной, скоординированной и тщательно подобранной программы тайного убеждения, которая имеет место в исчерпывающей программе "принудительного убеждения".

Действительно мирные практики религиозного убеждения никогда не будут пытаться оказывать воздействие, принуждать и доминировать над свободной волей или разумом членов с помощью техник принудительного поведения или скрытого гипноза. Для них не будет сложным мирное существование с американскими законами, направленными на защиту общества от подобных практик.

Видимость мирного убеждения - именно то, что делает принудительное убеждение менее привлекающим внимание или вызывающим противостояние. Это также часть того, что делает принудительное убеждение такой разрушительной техникой контроля. Жертвы принудительного убеждения не имеют признаков того, что они подверглись физическому злоупотреблению. Они убедительно рационализируют радикальные или внезапные перемены в своем поведении. Они убедительно "искренни" и изменились настолько постепенно, что не противостояли принудительному убеждению, поскольку чаще всего даже не подозревали о нем.

Принятие решения, было ли использовано принудительное убеждение, требует тщательного анализа конкретных случаев. Необходимо тщательно проанализировать все применявшиеся техники влияния и как они использовались. Концентрируясь на использованных средствах передачи и процессе, а не на передаваемом сообщении, и на критических различиях, а не на случайных сходствах, можно ясно понять, какая система использовалась. "Континуум влияния" помогает сделать разницу между мирным убеждением и принудительным убеждением более легко различимой.

Переменные значения

Не все тактики, используемые в обстановке типа принудительного убеждения, являются принудительными. Могут примешиваться некоторые тактики, безвредные или скрытные по своей природе.

Не все индивидуалы, подвергнутые программам принудительного убеждения или реформирования мышления, эффективно принуждаются к тому, чтобы стать их участниками.

То, как индивидуальные внушаемость, психологическая и физиологическая силы, слабость и различия взаимодействуют со степенью тяжести, продолжительности и охвата, в которых используются различные тактики и содержание программы принудительного убеждения, определяют эффективность программы и/или степень тяжести вреда, причиняемого программой жертвам.

Например, в судебном процессе США против Ли (1982) Верховный Суд Калифорнии постановил, что "когда человек подвергается принудительному убеждению без его ведома или согласия, у него могут возникнуть серьезные, а иногда и необратимые физические и психические нарушения вплоть до и включая шизофрению, нанесение себе увечий и самоубийство.

Каковы критерии программы принудительного убеждения?

  1. Определить, имел ли человек, подвергнутый данной программе, достаточно знаний и способности к свободному волеизъявлению, чтобы принять решение изменить свои идеи или убеждения.
  2. Определить, действительно ли этот человек принял, подтвердил или отверг эти идеи или убеждения самостоятельно.
  3. Затем, если необходимо, все, что следует проверить - это использованные поведенческие процессы, а не идеологическое содержание. Требуется проверить только поведенческие процессы, использованные в "обращении". Каждая предполагаемая ситуация принудительного убеждения должна быть рассмотрена на основании конкретных случаев. Характеристики программ принудительного убеждения серьезны, хорошо понимаемы и не являются случайными.

Принудительное убеждение не добровольная, мирная, религиозная практика и не является центральной для любой подлинной религии.

Принудительное убеждение - это не религиозная практика, это технология контроля. Это не верование или идеология, это технологический процесс.

Как процесс, оно может быть проверено экспертами согласно его технологии, полностью отдельно от содержания любой идеи или верования. Это подобно тому, как проверка процесса применения техник гипнотического внушения отличается от значения или ценностей послегипнотического внушения.

Процессы проверки, выполняемые таким образом, не могут нарушить религиозную защиту Первой Поправки [к американской конституции, которая защищает свободу религиозных убеждений и запрещает установление государственной религии в США].

Принудительное убеждение противоречит Первой Поправке. Это несправедливая манипуляция биологическими и психологическими слабостями и чувствительностью других людей. Это технология психологического воздействия, свойственная не свободному обществу, а криминальному или тоталитарному обществу. Это определенно не духовная или религиозная технология.

Организация, использующая принудительное убеждение в отношении своих членов в качестве центральной практики, которая при этом провозглашает себя религией, превращает неприкосновенность Первой Поправки в оплот для психологической атаки. Это терминологическое противоречие, и оно должно быть "отделено от государства" [ссылка на отделение церкви от государства].

Принудительное убеждение - это скрытное, убедительное психологическое воздействие, которое нападает на еще более фундаментальную и важную свободу, чем наша "свобода религии". Его предосудительность и опасность состоит в том, что оно нападает на наше самоопределение и свободную волю, наши наиболее фундаментальные конституционные свободы.


Версия для печати
Hosted by uCoz