Навигация по сайту
Главная страница
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы
Маргарет Сингер "Культы среди нас"
Предисловие
Глава 3
Глава 4
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 11
Глава 12
Маргарет Сингер "Выход из культов"
Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия"
Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует"
Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум"
Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья"
Маргарет Сингер "Принудительное убеждение"
Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления"
Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы"
Маргарет Сингер "Континуум влияния"
Форум
Гостевая книга
Написать
|
Главная страница > Культы среди нас > Глава 3
Английский оригинал (начало)
Английский оригинал (конец)
Культы среди нас: скрытая угроза нашей повседневной жизни
Маргарет Тейлер Сингер (в соавторстве с Джаньей Лалич)
Отрывок из главы 3 "Процесс промывания мозгов, психологического принуждения и реформирования мышления"
Таблица 3.2. Континуум влияния и убеждения
|
Образование |
Реклама |
Пропаганда |
Индоктринация |
Реформирование мышления |
Средоточие знаний |
Множество знаний, основанных на научных открытиях в разных областях. |
Знание касается продукта, конкурентов, продажи и влияния с помощью законного убеждения. |
Знание сосредоточено на политическом убеждении людских масс. |
Знание четко разработано для внушения людям ценностей организации. |
Знание сосредоточено на изменении людей без их ведома. |
Направление и степень обмена мнениями |
Поощряется двухсторонний обмен мнениями между учителем и учеником. |
Обмен мнениями возможен, но общение обычно одностороннее. |
Есть некоторый обмен мнениями, но общение обычно одностороннее. |
Ограниченный обмен мнениями, общение обычно одностороннее. |
Никакого обмена мнениями, общение одностороннее. |
Способность к изменениям |
Изменения происходят по мере научных достижений, по мере критики со стороны студентов и ученых, по мере оценки образовательных прогрмм студентами и гражданами. |
Изменения вызываются теми, кто платит за это, на основе успеха рекламы, законом о потребителях, в ответ на жалобы потребителей. |
Изменения основаны на изменениях тенденций в мировой политике и политических потребностях с целью пропаганды группы, нации или международной организации. |
Изменения происходят через формальные каналы, через письменные предложения вышестоящим. |
Изменения происходят редко, организация остается практически неизменной, изменения происходят, в основном, для повышения эффективности реформирования мышления. |
Структура убеждения |
Используется структура "учитель - ученик", поощряется логическое мышление. |
Используется инструктирование с целью убедить потребителя или покупателя. |
Используется властная позиция для массового убеждения. |
Используется властная и иерархическая позиция. |
Используется властная и иерархическая позиция, нет полной осведомленности со стороны учащегося. |
Тип отношений |
Обучение ограничено по времени, есть взаимное согласие. |
Потребитель или покупатель может принять или отвергнуть общение. |
Ожидается поддержка и одобрение слушателя. |
Обучение по договоренности, по взаимному согласию. |
Группа стремится постоянно удерживать людей. |
Обман |
Нет обмана. |
Возможен обман, выбираются только положительные взгляды. |
Возможен обман, часто бывают преувеличения. |
Нет обмана. |
Есть обман. |
Спектр обучения |
Сосредоточено на обучении тому, как учиться, и обучении относительно реальности; общая цель - объем знаний для развития человека. |
Имеет узкую цель - навязывание мнения с целью рекламы и продажи идеи, предмета или программы; другая цель - стимулировать продавца и возможного покупателя. |
Нацелено на большие политические массы, чтобы убедить их поверить, что определенноя точка зрения или окружение - это благо. |
Подчеркивается узконаправленное обучение ради определенной цели, чтобы стать кем-то или обучать исполнению обязанностей. |
Цель индивидуализирована, скрытые задачи (изменение человека происходит шаг за шагом, чтобы сделать его слугой лидеров). |
Терпимость к другим мнениям |
Уважительное отношение к различиям. |
Подавление конкуренции. |
Стараются уменьшить оппозицию. |
Осведомленность о различиях. |
Неуважительное отношение к различиям. |
Методы |
Образовательные методы. |
От слабого до сильного убеждения. |
Откровенное убеждение, иногда неэтичное. |
Дисциплинарные методы. |
Ненадлежащие и неэтичные методы. |
Тактики программ реформирования мышления построены так, чтобы:
- Дестабилизировать чувство собственного "я" человека;
- Заставить человека полностью переосмыслить историю собственной жизни, полностью изменить свое мировоззрение и принять новое объяснение реальности и причинности;
- Развить в человеке зависимость от организации и таким образом сделать его послушным слугой организации.
Таблица 3.3. Критерии реформирования мышленияУсловия (Сингер) |
Темы (Лифтон) |
Стадии (Шейн) |
- Человека держат в неведении относительно того, что происходит, и того, что имеют место изменения.
|
| - Размораживание.
|
- Контроль времени человека, а если возможно и физического окружения.
- Создание чувства беспомощности, скрытого страха и зависимости.
- Подавление старого поведения и установок человека.
|
- Контроль окружения.
- Загрузка языка.
- Требование чистоты.
- Исповедь.
|
|
- Внедрение нового поведения и установок.
|
- Мистическая манипуляция.
- Доктрина превыше личности.
| - Изменение.
|
- Создание жесткой системы логики, не допускаются новые идеи и критика.
|
- Священное знание.
- Разделение существования.
|
- Замораживание.
|
Шесть условий реформирования мышления
Эти условия создают атмосферу, необходимую для действия системы реформирования мышления:
- Человека держат в неведении о том, что происходит и как он постепенно изменяется.
- Потенциальных новых членов проводят шаг за шагом через программу изменения поведения без их ведома о том, в чем заключается повестка дня или полное содержание группы.
- Цель может заключаться в том, чтобы сделать из них колонну агентов для руководства, заставить их платить за новые курсы или заставить их сделать более глубокое посвящение, в зависимости от цели и желаний лидера.
- Осуществляется контроль социального и (или) физического окружения человека, в особенности его времени.
- С помощью различных методов новых членов постоянно чем-то занимают и приводят к размышлениям о группе и ее содержании в течение как можно большей части времени бодрствования.
- В человеке систематически создается чувство беспомощности.
- Это осуществляется с помощью отрыва членов от нормальной социальной группы поддержки и помещения их в окружение, где большинство людей уже являются членами группы.
- Члены служат моделями позиций, отношений и поведения группы, и они говорят на внутригрупповом языке.
- Членов лишают основной занятости (работы и учебы) или источника доходов, либо заставляют передать свои доходы (или их большую часть) группе.
- Как только вы лишены своей обычной системы связей, ваша уверенность в собственном понимании понижается.
- По мере того, как чувство беспомощности усиливается, ваше суждение и понимание мира уменьшаются (обычное видение реальности дестабилизируется).
- По мере того, как группа нападает на ваше прежнее мировоззрение, это вызывает у вас огорчение и внутреннее замешательство, однако вам не разрешают говорить об этом замешательстве или противостоять ему - руководство подавляет вопросы и отражает сопротивление.
- Процесс ускоряется, если вы устали - культ постоянно будет поддерживать вашу занятость.
- Осуществляется манипулирование системой поощрений, наказаний и переживаний таким образом, чтобы подавлятьповедение, отражающее прежнюю социальную идентичность члена.
- Манипулирование переживаниями может быть осуществлено с помощью различных методов введения в транс, включая использование лидерами таких техник, как монотонное говорение, наведенное воображение, пение мантр, длительные периоды молитвы или лекции, длительные периоды медитации.
- Ваши старые убеждения и образцы поведения определяются как неуместные или порочные. Руководство хочет, чтобы эти старые образцы были ликвидированы, поэтому член должен их подавлять.
- Члены получают положительные отзывы за соответствие групповым убеждениям и поведению и отрицательные отзывы за старые убеждения и поведение.
- Осуществляется манипулирование системой поощрений, наказаний и переживаний, чтобы содействовать научению групповой идеологии или системы верований и одобренному группой поведению.
- Хорошее поведение, демонстрирующее понимание и принятие групповых убеждений, и послушание вознаграждаются, в то время как вопросы, выражение сомнений и критика встречают неодобрение, исправительные меры и возможное отвержение. Если кто-то задает вопрос, ему дают почувствовать, что с ним по природе что-то не в порядке, раз он спрашивает.
- Все отзывы члены получают от группы, они становятся полностью зависимыми от поощрений, которые дают те, кто контролирует окружение.
- Члены должны изучить различное количество новой информации об убеждениях группы и поведении, которого ожидает группа.
- Чем более сложной является новая система и чем больше она наполнена противоречиями, чем сложнее ее изучить, тем более эффективным будет процесс обращения в нее.
- Уважение и теплое отношение со стороны равных очень важны для недавно завербованных. Одобрение приходит, когда поведение и образ мышления нового члена согласуется с моделями (членами). Отношения членов с равными ставятся под угрозу, когда они не способны изучить или проявлять новое поведение. Со временем, простым решением небезопасности, порожденной трудностями в изучении новой системы, становится подавление любого проявления сомнений - недавно завербованные просто соглашаются, подтверждают и действуют так, как если бы они действительно понимали и принимали новую идеологию.
- Пускаются в ход замкнутая система логики и авторитарная структура, которая не допускает обратной связи и отказывается изменяться кроме, как согласно одобрению или приказу руководства.
- Группа имеет вертикальную, пирамидальную структуру. Лидеры должны иметь вербальные способы никогда не терпеть поражение.
- Членам не позволено задавать вопросы, критиковать или жаловаться - если они это делают, лидеры утверждают, что эти члены дефективны - не организация или ее убеждения.
- Индивидуал всегда неправ - система, ее лидеры и ее убеждения всегда правы.
- Обращение или переделывание индивидуального члена происходят в замкнутой системе. По мере того, как члены учатся изменять свое поведение, чтобы быть принятыми в этой замкнутой системе, они изменяются - начинают говорить на языке, который служит еще большей их изоляции от своих прежних убеждений и поведения.
Версия для печати
|