Inform | культового контроля сознания | ||||||||||
Навигация по сайтуГлавная страницаРекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Маргарет Сингер "Культы среди нас" Предисловие Глава 3 Глава 4 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 11 Глава 12 Маргарет Сингер "Выход из культов" Маргарет Сингер "Послекультовые психологические последствия" Маргарет Сингер "Реформирование мышления существует" Маргарет Сингер "Миф "Меня не касается": Оруэлл и разум" Маргарет Сингер и Ричард Офш "Вопросы психического здоровья" Маргарет Сингер "Принудительное убеждение" Маргарет Сингер "Как действует реформирование мышления" Маргарет Сингер "Групповая психодинамика и культы" Маргарет Сингер "Континуум влияния" Форум Гостевая книга Написать |
Главная страница > Культы среди нас > Глава 12
Английский оригинал (начало) Английский оригинал (продолжение) Английский оригинал (окончание) Культы среди нас: скрытая угроза нашей повседневной жизниМаргарет Тейлер Сингер (в соавторстве с Джаньей Лалич)Отрывок из главы 12 "Исцеление: выход из псевдоличности"Исцеление от последствий пребывания в культеПослекультовая адаптация 1. Практические вопросы 1.1. Деньги 1.2. Образование и забота о здоровье 1.3. Объяснение времени, проведенного в культе 2. Психологические и эмоциональные трудности 2.1. Вина и стыд 2.2. Приступы паники 2.3. Страх возмездия 2.4. Страх себя 2.5. Конфликты с оставшимися 2.6. Недостаточное понимание окружающего мира 3. Когнитивные трудности 3.1. Некритичная пассивность 3.2. Остаточный культовый язык 3.3. Пробелы в памяти и измененные воспоминания 3.4. Триггеры, "ретроспективный показ" и "плавание"/"дрейф" 4. Социальные и личные отношения 4.1. Установление новых социальных связей 4.2. Одиночество 4.3. Свидания и сексуальность 4.4. Вопросы брачных отношений 4.5. Доверие 4.6. Эффект "аквариумной рыбки" 4.7. Страх перед обязательствами и посвящением 5. Философские и мировоззренческие вопросы 5.1. Неприязнь и слишком критическое отношение 5.2. Больше не спаситель мира Полезные задачи для людей, вышедших из культов 1. Прошлые жизни и искаженные истории жизни 2. Когнитивная недостаточность 3. Как остановить "плавание" 4. Борьба с неприязнью 5. Учиться снова доверять 6. Восстановление чувства удовлетворенности Есть жизнь после культа Подобно тому, как культы сильно различаются между собой, так же различаются и их члены, их последствия пребывания в культах и длительность этих последствий. Однако те, кто занимается помощью бывшим членам культов, выделили определенные образцы по типам психологической травмы, вредных последствий, эмоциональных и когнитивных проблем. Это остается в силе для бывших членов различных культов и групп, которые применяют процессы реформирования мышления. Однако не каждый, кто подвергается процессам реформирования мышления, успешно поддается манипулированию. Аналогично и не у каждого возникают основные симптомы реакции. Оценка того, что человек может испытывать после вовлечения в культ, требует изучения особых практик группы, социального и психологического давления и определенных условий. Тем не менее, группы, применяющие процессы реформирования мышления, можно с пользой разделить на две основные категории: те, которые, в основном, применяют диссоциативные техники, и те, которые, в основном, применяют техники стимулирования эмоций. Каждая из категорий вызывает характерные негативные психологические эффекты. Бывшие члены групп, которые, в основном, применяют диссоциативные техники - медитацию, состояние транса, направленное воображение, возвращение к прошлым жизням, гипервентиляцию - имеют тенденцию проявлять следующие последствия пребывания в культе:
Восточные культы и ньюэйджывские группы, которые занимаются прошлыми жизнями и контактерством (ченнелинг) относятся к этой первой категории. Бывшие члены групп, которые, в основном, применяют техники интенсивного стимулирования негативных эмоций - внедрение вины и страха, строгую дисциплину и наказания, чрезмерную критику и обвинения - имеют тенденцию испытывать следующие последствия:
Библейские, политические, расистские, оккультные, психотерапевтические культы обычно относятся к этой категории. Однако, хотя культы имеют тенденцию сосредотачиваться на той ли иной категории, они часто применяют множество техник и не ограничивают себя той ли иной из этих больших групп. Например, большая группа программ развития сознания и некоторые психотерапевтические культы применяют оба вида техник. Более того, группа, серьезно занимающаяся медитацией, трансом и диссоциативными техниками, может также включать элементы приемов интенсивного стимулирования эмоций, а также истинно и обратное. Некоторые из наиболее сильных реакций на интенсивное стимулирование эмоций могут быть произведены направленным воображением, говорением языками и другими процедурами введения в транс. Таким образом, важно не держаться этого эвристического разделения слишком строго, поскольку техники легко могут перекрываться и производить разнообразные отклики. Некоторые последствия могут испытывать бывшие члены независимо от того, в каком культе они были. Эти общие последствия:
Исцеление от последствий пребывания в культеВыйдя из культа на свободу, бывшие члены культов сталкиваются с задачей заново войти в общество, которое они когда-то отвергли. Совокупность необходимой адаптации может быть определена как выход из псевдоличности, или, как другие называют это, отказ от синтетической личности или объединение заново разделенного старого "я". Еще один полезный способ рассматривать проблемы, с которыми сталкиваются бывшие члены культов, - разделить их на пять основных сфер адаптации: практическую, психологическо-эмоциональную, когнитивную, социально-персональную и сферу философских взглядов. Бывшие члены культов должны:
Решая все эти задачи, бывший член культа приобретает понимание своего культового опыта и спустя некоторое время теряет культовую псевдоличность. [Вернуться к началу]Послекультовая адаптацияЯ рассмотрю своего рода очистку от внешнего слоя идентичности, которая была получена во время пребывания в культе. Этот процесс - восстановление собственного "я" и собственной системы ценностей, сохранение всего хорошего, что было усвоено во время пребывания в культе, и отказ от всего не очень хорошего.
Практические вопросыНе все бывшие члены культов сталкиваются со всеми проблемами, перечисленными в таблице 12.1, и большинство из них не испытывают их в серьезной и обширной форме. Некоторым людям нужно всего несколько месяцев, чтобы прийти в себя. После некоторых проблем с адаптацией к жизни вне культа они осуществляют быструю реинтеграцию в повседневную жизнь. Однако обычно людям требуется от шести до двадцати четырех месяцев, чтобы их жизнь начала снова функционировать соответственно их истории и талантам. Однако даже тогда это функционирование может не отражать того, что происходит внутри них. Многие люди спустя долгое времени по прошествии двух лет все еще разбираются с конфликтами и вредными последствиями, которые развились из их культового опыта. Каждый бывший член культа борется с большим количеством проблем. Некоторым нужно больше времени, чем другим, чтобы решить все проблемы, с которыми они сталкиваются. Немногие так никогда и не приходят в себя. Большинство практических вопросов, с которыми сталкиваются бывшие члены культов, такие, как где жить, как зарабатывать на жизнь, вопросы питания и медицины, практически всеобщи и не требуют особого объяснения. [Вернуться к началу]ДеньгиНекоторые бывшие члены культов незнакомы с тем, как обращаться с личными деньгами, не знают, как зарабатывать деньги законным путем, или полны негодования по поводу того, что отдали своему бывшему культу семейное состояние или заработанные деньги. Многие бывшие члены культов во время пребывания в культе получали во время фандрайзинга на улице больше денег за день, чем они когда-либо смогут зарабатывать на любой работе. После такого опыта может быть сложно решить, как возместить доходы, переданные культу, и как жить на честные доходы, не говоря уже о том, что многие бывшие члены чувствуют вину из-за того, что участвовали в этом обмане. В связи с таким культовым опытом бывшим членам может быть необходимо обратиться к консультанту по вопросам профориентации и трудоустройства или к службе по психическому здоровью. [Вернуться к началу]Образование и забота о здоровьеРоль профессиональных служб, в особенности в области медицины и психологии, важна для послекультовой адаптации. Некоторые культы отвергают современную медицину, психиатрию и психологию, а также и образование в целом. Культовая доктрина провозглашает, что те, кто просто следуют определенным инструкциям, никогда не заболеют, никогда не будут чувствовать себя подавленными, спасут планету, достигнут нирваны и станут духовно или политически совершенными. В то же время культовая рутинная работа и практики приводят их к усталости, утомлению, а часто и к болезни. Но они вынуждены скрывать это состояние и продолжать улыбаться и работать. Что касается образования, многие культы учат, что члены должны "выйти из разума", перестать думать и войти в сердце или в повседневную работу культа. Такие лидеры проповедуют, что мы рождаемся с "естественным знанием", которое ослабляется школой, родителями и обществом, и что последователи должны отвергнуть "старое мышление" и жить по указаниям лидера. Впоследствии бывшие члены культов практически в любом возрасте и с любым прошлым нуждаются в некотором образовании или обучении, чтобы обновить знания и навыки и повысить уровень своего образования. После многих лет пренебрежения своим разумом и здоровьем бывшие члены культов ощущают странность и возможно даже чувство вины из-за того, что они беспокоятся о болезнях, проблемах здоровья и о своих психологических состояниях после выхода из группы. Однако они вскоре осознают, что их образование остановилось, когда они присоединились к культу, что они пренебрегали здоровьем и что они находятся в эмоциональном смятении. Однако их настроили против тех самых систем поддержки, в которых они теперь нуждаются. По мере того, как они стараются отсортировать свои личные взгляды по поводу образования, медицины и заботы о психическом здоровье, они часто нуждаются в настоятельном совете и объяснениях того, что происходило во время их пребывания в культе, что вызвало их отрицательные чувства и отношение. [Вернуться к началу]Объяснение времени, проведенного в культеБольшинство людей думает, что члены культов - это особая категория людей и что они должны быть странными, глупыми и даже безумными. Таким образом, бывшим членам культов надо быть готовыми к тому, как себя вести в случае наиболее частой реакции родственников, старых друзей и новых знакомых, когда они узнают, что человек был в культе. Наиболее вероятно, что они отреагируют примерно так: "Но вы кажетесь таким приятным человеком, таким умным. Как получилось, что вы были в культе? Вы действительно были в культе? Этого не может быть - только чудаки присоединяются к культам". Анкеты при поступлении на работу и в учебные заведения требуют ответить на вопросы о прежнем образовании и трудовом стаже. Не проводилось специального изучения этой проблемы, но многие бывшие члены говорили мне, какое смущение они испытывали, когда им нужно было сказать потенциальным работодателям о том, что они состояли в культе. Они знали, с каким отношением осуждения жертв к ним отнесутся. Люди учатся творчески подходить к этой проблеме по мере их возвращения в общество, установления связей с другими бывшими членами и приобретения опыта в заведении друзей, поступления на работу и рассказах о себе, когда они чувствуют безопасность и комфортность в этом. [Вернуться к началу]Психологические и эмоциональные трудностиИмея двадцатичетырехчасовой режим ритуалов, работы, поклонения и совместного проживания, культы обеспечивают членов заданиями и целью. Когда эти члены уходят, у них возникает чувство бессмысленности. Выход из культа означает потерю друзей, миссии в жизни и направления. Бывшие члены также быстро осознают, что они потеряли свою невинность. Они вошли в культ полными почтительного восхищения и наивности только для того, чтобы обнаружить, что их обманули и предали. В результате они полны чувства скорби. У бывших членов есть и многие другие потери, с которыми они сталкиваются. Они часто говорят о своем сожалении о потерянных годах, в течение которых они отошли от основных путей повседневной жизни. Они сожалеют из-за того, что отстали от сверстников в карьере и жизненных устремлениях. Они чувствуют потерю твердого ощущения самоуважения и уверенности в себе по мере осознания того, что их использовали или что они отказались от своей независимости. [Вернуться к началу]Вина и стыдБывшие члены культов испытывают повышенную дозу вины и стыда. Находясь в культе, большинство из них были обязаны приобретать новых членов и собирать деньги далеко не честными способами. Они чувствуют вину из-за того, как они относились к родителям, братьям, сестрам и друзьям, которым они лгали, совершали насилие или осуществляли незаконные действия по указанию лидера культа. Они чувствуют вину из-за того, что они обманывали других для получения какой-либо поддержки культа и что они завербовали тех, кто еще состоит в культе или кто иначе никогда бы не присоединился к нему. Бывшие члены также могут чувствовать чрезвычайную и неоправдываемую вину в отношении почти всего, что они думали или делали, страх всевозможных вещей и сильные сомнения каждый раз, когда они пытаются принять решение. По мере открытия явной реальности обмана и нечестности культовой жизни, многие бывшие члены также чувствуют раскаяние и часто обеспокоены по поводу того, как исправить зло, которое они сделали. Они могут преодолеть такую вину только принимая то, что они сделали, и прощая себя, возмещая ущерб другим, если возможно. [Вернуться к началу]Приступы паникиМногие бывшие члены испытывают приступы паники, которые определяются как периоды сильного страха или дискомфорта, когда любые из следующих симптомов внезапно появляются и достигают пика в течение тесяти минут:
Приступы паники и другие панические расстройства обычно испытывают люди, которые вышли из стимулирующих эмоции культовых групп, которые имеют тенденцию сосредотачиваться на стимулировании страха и вины. [Вернуться к началу]Страх возмездияСтрах культа длится долго, особенно если культ имеет тенденцию к насилию. Многие лидеры культов угрожают жизни потенциальных отступников. Некоторые бывшие члены боятся, что ревностные нынешние члены нанесут вред им или их семьям, чтобы показать лидеру, насколько они преданы ему. Некоторые группы имеют особые пренебрежительные ярлыки, которые они навешивают на людей, критикующих культ, и они обучают своих членов избегать или нападать на этих так называемых "врагов". По этим причинам многие бывшие члены различных культов испытывают сильный страх и беспокойство - и не без оснований, хотя кажется, что большинство культов быстро переключает свою энергию на вербовку новых членов, а не на длительные усилия по нападению на отступников. Тем не менее, даже когда первоначальный страх расплаты уже прошел, бывшие члены беспокоятся о том, как реагировать на неизбежные случаи встречи членов культа на улице в ожидании того, что эти члены постараются возбудить в бывших членах чувство вины из-за ухода и будут осуждать их нынешнюю жизнь. [Вернуться к началу]Страх себяСуществует еще один вид страха - страх, сосредоточенный глубоко внутри, которые исходит из убеждения в том, что те, кто уходит, обречены на жизнь без озарения, никогда не будут психологически полноценны, никогда не будут духовно успешными, никогда не будут здоровыми или не смогут жить в мире. Некоторые культы внушают своим последователям представление, что они имеют скрытое "я" или скрытый заряд стресса, который может извергнуться в любой момент и разрушить или, по крайней мере, серьезно навредить им. Бывшие члены могут иметь неопределенное беспокойство, связанное с их внутренней "бомбой с часовым механизмом" либо со страшными предсказаниями лидера об ужасных событиях, которые обрушатся на них и их семьи. Поскольку бывших членов культов хорошо этому обучили, они могут продолжать рассматривать этот возможный рок как нечто, что они могут навлечь сами на себя выходом из группы, оставлением своей веры и своим предательством. Часто корнем этого страха является память о прежних унижениях из-за отхода от "прямой линии". Женщина, которая была в культе более пяти лет,рассказывала: "Некоторые из более старших членов все еще могут достать меня и сокрушить мой дух подобно тому, как они делали это, когда я была подавленной и не могла идти заниматься фандрайзингом или вербовкой. Я не могла ни есть, ни спать. Я была слаба и бездеятельна. Они звали меня и лидер кричал на меня: "Ты - бунтарка. Я сокрушу твой дух. Ты слишком упрямая". Они заставляли меня ползать у своих ног. Я все еще прихожу в ужас, когда думаю о том, как близко они подвели меня к самоубийству в тот день. Впоследствии долгое время я могла только помогать в приготовлении пищи. Я с трудом помнню подробности - это был кошмар". Необходимо проанализировать и проработать эти страхи объективно. Бывшему члену нужно осознать, что культ не имеет никакой магической силы над ним. [Вернуться к началу]Конфликты с оставшимисяСтрах и беспокойство могут быть очень сильно выражены у бывших членов, у которых остались в культе супруг или дети. Любая попытка установить контакт может закончиться разрывом имеющейся связи с оставшимися. Часто предпринимаются болезненные юридические действия, направленные на опекунство над детьми или владение имуществом, когда противоборствующими сторонами являются тот, кто ушел, и супруг, оставшийся верным культу. [Вернуться к началу]Недостаточное понимание окружающего мираПроблема, связанная со страхом и беспокойством, которую часто переживают бывшие члены культа, состоит в том, что часто они они находят сложным сделать так, чтобы другие, даже помогающие им профессионалы, понимали, через что они проходят. Некоторые психиатры и психологи, к которым попадают бывшие члены культов в качестве клиентов, думают, что они психически больные, имеют поврежденный мозг или симулируют, когда они рассказывают, что видят туман или слышат голос Тора, их прежнего лидера в другой жизни, или что они не могут удержаться на работе. Когда я консультирую такие случаи, хотя я не могу поставить диагноз, не видя человека, я настоятельно советую психотерапевтам слушать, изучать и наблюдать, что происходит, когда они позволяют клиенту углубляться в детали жизни в культе. Как я описывала в главах 6 и 7, многие из этих явлений - результат необычного повторяющегося обучения, которое происходит в культах, и они обычно проходят по мере простого слушания и помощи пациенту в том, чтобы увидеть, насколько это поведение обусловлено. Диагностирование эти случаев, как истинных галлюцинаций или как признака серьезных психических расстройств, может причинить еще больший вред человеку, чем тот, от которого он уже пострадал. В то время, как небольшое количество членов культов могут действительно стать психически больными в культе, более типично, когда кажущееся психическим заболеванием поведение является результатом, обусловленным культом. Например, кто-то спросил меня во время консультации, вижу ли я дьявола, сидящего напротив в комнате, в том месте, где он указал. Я посмотрела туда, сказала ему: "Нет" и спросила, видит ли он. После этого мы поговорили об источниках этой идеи и когда она впервые появилась. Из этой дискуссии мы выяснили, что лидер культа часто употреблял фразу: "Я вижу дьявола рядом с тобой". Он говорил это тем, кого наказывал, либо использовал ее, чтобы сказать, что человек не достойный, а "от дьявола". Когда я заметила этому человеку, что, возможно, он еще не был в состоянии мне полностью доверять и что было бы разумно постепенно укрепляться в доверии к людям, он почувствовал облегчение. Дальнейшая дискуссия выявила, что у него не было галлюцинации (и никогда не было раньше), но он был подвержен воздействию своего культового лидера ассоциировать чувство недоверия с идеей дьявола. Так что некоторые странные события могут быть пережитком времени, проведенного в культе. Все такие симптомы нужно тщательно проверить с теплотой и сочувствием. [Вернуться к началу]Когнитивные трудностиКультовые практики могут ослабить умственные способности членов и сделать их недостаточными. Поскольку всех членов культов учат тому, что размышления вызывают проблемы, неудивительно, что у них появляются определенные умственные ограничения. Многие бывшие члены с трудом могут сконцентрироваться, не могут сфокусировать и удерживать внимание, имеют ослабленную память, особенно кратковременную. Для них ободрением будет узнать, что эти послекультовые явления пройдут. Общие объяснения того, через что они проходят, помогут им. Большинство из нас, тех, кто работает с людьми, которые недавно вышли из культовых групп, эамечают, что у них практически всегда отсутствует чувство юмора до тех пор, пока не пройдет определенное время после выхода. Находясь в культах, люди не смеются, не шутят и не думают на различных уровнях, как люди это обычно делают, что позволяет им понять различные парадоксы, которые являются центром большей части юмора. Многие бывшие члены также не способны понять, что они читали какое-то время. Многие забывчивы, не укладываются в отведенные сроки, теряют работу из-за непроизводительности и пропускают назначенные встречи. Некоторые становятся слишком буквальными в своем мышлении. Они были настолько послушными и неразмышляющими, что, подобно "Джеку" из нижеследующего примера, и сейчас в высшей степени конкретны и буквальны в том, как они относятся к тому, что слышат, видят или читают. Джек, бывший аспирант-физиолог, который провел в культе несколько лет, рассказывал: "Я вернулся в университет, чтобы встретиться с научным руководителем. Пока мы разговаривали, он писал идеи на доске. Внезапно он дал мне мел и сказал: "Обрисуй некоторые свои идеи". Он хотел, чтобы я вкратце представил свои планы. Я подошел и нарисовал круг вокруг слов профессора. Я вел себя, как ребенок. Я услышал его слова, как буквальную команду: я нарисовал линию вокруг идей, написанных на доске. Я внезапно смутился, когда увидел, что я сделал. Я отключился и продолжал делать похожие мелочи". [Вернуться к началу]Некритичная пассивностьМногие бывшие члены обнаруживают, что они принимают практически все, что слышат, так как они этому были научены. Они не могут слушать и рассуждать, они слушают и подчиняются. В результате простое замечание, которое высказывают друзья, члены семьи, возлюбленные и сотрудники, воспринимается как команда, даже если человек не хочет выполнять эту задачу или она ему не нравится. [Вернуться к началу]Остаточный культовый языкГлавное препятствие для бывших членов культов - преодолеть говорение и мышление на особом культовом языке. Как мы увидели, у каждой группы есть собственный жаргон, обычно основанный на применении новых и особенных значений к обычным словам и фразам. Этот жаргон вызывает чувство элитарности, солидарности и принадлежности к членам группы. В то же время он отделяет людей от простого общения с посторонними. Это истинно и для тех культов, члены которых имеют работу вне культа, но большую часть свободного времени проводят в культе и в течение этого времени говорят на групповом жаргоне. В некоторых группах загруженный язык более всеохватывающий, чем в других, и его сложнее оставить впоследствии. То есть, он снабжает новыми терминами практически всё и, таким образом, контролирует мышление членов в большей степени. Общение с другими, естественно, затрудняется пока бывшие члены продолжают использовать культовую терминологию. Они не могут передать смысл, когда говорят с другими, и иногда не могут передать смысл своих внутренних мыслей. [Вернуться к началу]Пробелы в памяти и измененные воспоминанияИскаженная личная история, которая была постепенно построена в культе, не легко убирается. Наверное, нигде это не более очевидно, чем в недавних дебатах о "восстановленных" воспоминаниях об издевательства над детьми и других очень болезненных событий. Рассказы о синдроме ложной памяти или псевдовоспоминаний, как исследователи гипноза уже десятилетия называют их, часто встречаются в новостях. Псевдовоспоминание - это вымышленный опыт, внедренный в память человека, либо запланированно, либо неумышленно, посредством использования направленнного воображения, гипноза (варьируемого от слабого до глубокого транса), прямого и непрямого внушения. Во время состояния транса или даже вне транса посредством тщательно сконструированных внушений людей можно привести к конструированию сцен в своем разуме. Они переживают эти сфабрикованные или нереальные картины так же живо или даже еще живее, чем воспоминания реальной жизни, хотя эти события никогда не происходили и являются продуктом взаимодействия между манипулирующим оператором и зависимым субъектом. Члены культов могут быть научены особым визуализациям, и тогда они получают похвалу и награду и чувствуют самоудовлетворенность, когда они достигают этой цели. Некоторые культы специализируются на создании чисто вымышленных идентичностей, подчеркивая насколько плохим было прошлое члена, как об этом рассказано в главе 7. Культы, которые фокусируются на возвращении в прошлые жизни и делают так, что члены думают, что они общаются с существами из прошлых жизней, встраивают в своих последователей довольно твердые и озадачивающие пересмотры истории. В таких культах члены с большим стажем проводят новых членов через процессы, в которых они побуждают локализовать события и воображать опыты и прошлые жизни, которые датируются миллионами лет назад. В этих случаях пересмотренная личная история становится частью псевдоидентичности, которую принимает член культа в течение жизни в культе. Культы годами приводят последователй к созданию пересмотренной истории. Членов постепенно побуждают обвинять родителей и семью и отделяться от них, в этом случае их постоянно вознаграждают за такие действия и заявления. Эта практика приводит бывших членов к глубоким конфликтам. Часто бывшие члены писали полные ненависти обвинительные письма - так называемые разъединительные письма - родителям и родственникам по указанию культа после того, как их привели к вере в то, что их родители действовали согласно фабрикациям, придуманным в ходе пересмотра истории. Внутри культового окружения эти "мистические манипуляции" кажутся очень достоверными. В конце концов бывшие члены культов осознают, что их жизненная история была искажена и подверглась манипуляциям посредством культовых практик, и они хотят отсортировать истину от фабрикации. Тогда у них появляется желание воссоединиться с реальным и избавиться от неотвязной вины и беспокойства и искаженного образа себя, порожденного культом. [Вернуться к началу]Триггеры, "ретроспективный показ" и "плавание"/"дрейф"Многие культовые практики имеют тенденцию вызывать различные степени транса, нарушать нормальный ход рассуждений и прерывать ориентацию в общей реальности человека. После практики или участия в определенных упражнениях и деятельности в течение ряда лет некоторые из этих нежелательных привычек укоренияются. И находясь в культе, и выйдя из него, многие люди непроизвольно входят в диссоциативное состояние и испытывают сложности с поддержанием рассудительного мышления и концентрации. Проходит время, пока они не осознают этого. В течение этих периодов у них возникают определенные воспоминания, и они соскальзывают в измененное состояние сознания, которое они иногда называют "ретроспективным показом" или "плаванием"/"дрейфом". Но фактически это - формы диссоциации. Диссоциация - это нормальная умственная реакция на беспокойство. Моментальное беспокойство возникает, когда внутренние или внешние намеки (триггеры) приводят в действие воспоминания, связанную идею или чувство, с которыми связано беспокойство. Это краткое переживание тревоги побуждает разум отделиться - то есть, разум перестает обращать внимание на моментальную окружающую реальность. Человек поглощается и погружается в какую-то другую ментальную картину, идею или чувство. Эта диссоциация происходит неожиданно и ненамеренно, и именно эта диссоциация ощущается как эффект "плавания". В большинстве случаев бывшие члены культов описывают "плавание" как "то, что я чувствовал, находясь в группе". Иногда это ощущение ностальгии по какому-то аспекту группы. Иногда это чувство страха, что человек должен вернуться в культ. В большинстве случаев люди описывают это, как состояние подвешенности между двумя мирами - нынешней жизнью и прежней культовой жизнью. Триггеры, "ретроспективный показ" и "плавание" - часть нормального репертуара человеческого разума, но обычно люди переживают их как короткие редкие эпизоды. Поскольку определенные культовые практики имеют тенденцию вызывать состояние гипноза и интенсивно используются в течение продолжительного времени, люди проводят годы в практике диссоциации. То, что для обычных людей является преходящими, короткими ментальными моментами, для членов культов становится практикуемым и усиленным поведением. Моменты диссоциации становятся интенсивными, продолжительными и разрушительными переживаниями. Они мешают поддерживать размышления, концентрацию и способность планировать заранее. Поскольку этим диссоциативным откликам долго учат, они становятся отвлекающими, связывающими привычками. Они часто возникают, когда человеку нужно переключиться с одной задачи на другую. Это похоже на то, что выбор, что делать дальше, вызывает отключение разума. В культе этот момент решения, что делать дальше был стрессовым: нужно было принять решение, зная, что все решения должны быть "правильными" и что при принятии неправильного решения могут возникнуть проблемы. Возможно, этот опыт является источником очевидного обуславливания, что приводит к тому, что принятие решения является триггером диссоциации. Следовательно, сильные сложности с принятием решения являются обычными для бывших членов. Иногда они не знают, что делать, говорить или думать. Это подобно тому, что они внезапно становятся зависимыми и похожими на детей, ищущими направление. Находясь в культе, они следовали предопределенной тропе послушания. Теперь они находятся в страхе, чувствуют себя глупыми и виноватыми и не знают, что делать. Вновь обретенный независимый процесс принятия решений становится полным страха и беспокойства - готовыми моментами для "плавания". Эпизоды "плавания" происходят чаще, когда человек устал или болен, в конце дня, при длительной езде по шоссейным дорогам, при выполнении постоянно повторяющихся заданий - то есть, когда человек чувствует себя усталым и не сосредоточенным, но при этом должен думать. Период диссоциации и приводящий в замешательство момент удивления: "Что только происходило с моими мыслями и чувствами?" наступают в такие периоды. Полезно, если бывшие члены учатся осознавать, что собой представляют такие моменты уязвимости к обусловленной реакции в их жизни. [Вернуться к началу]Социальные и личные отношенияБольшинство бывших членов культов испытывают различные степени отчужденности в течение определенного времени. Это чувство отчужденности и замешательства исходит от отказа и дальнейшего восстановления прежних норм, идеалов и целей. Оно обостряется тем, что человек пытается интегрировать три культуры: культуру, в которой он жил до присоединения к культовой группе, культуру самой этой группы и культуру основного общества, с которой сейчас сталкивается человек, оставив группу. Теории, усвоенные и поддерживаемые в культе, должны быть примирены с докультовым прошлым человека, как и его послекультовым настоящим. В определенном смысле бывший член спрашивает: "Кто я?" посреди трех наборов конкурирующих систем ценностей. По этой причине, бывшие члены культов часто чувствуют себя, как иммигранты или беженцы, входящие в иностранную культуру. Однако в большинстве случаев они, в действительности, заново входят в свою собственную бывшую культуру, принося с собой серию культовых переживаний и верований, которые могут вступать в конфликт с нормами и ожиданиями общества в целом. В отличие от иммигранта, который сталкивается с новой ситуацией, человек, выходящий из культа, сталкивается с обществом, которое он когда-то отверг. [Вернуться к началу]Установление новых социальных связейМногие друзья, сообщество с общими интересами и близкие отношения участия в значительном опыте остаются позади, когда члены выходят из культа. Культ - это свой собственный мир. Оставление такого всеохватывающего опыта означает необходимость в поиске новых друзей, в мире, который, как учили в культе, - непонимающий и подозрительный. Более того, важная характеристика членов культов, особенно тех, которые провели в культе длительное время, - прогрессирующее отставание в социальной жизни и жизненном опыте. Постепенно бывшим членам необходимо начать заводить друзей, встречаться с представителями противоположного пола и вести социальную жизнь, а также работать, чтобы зарабатывать на жизнь, или продолжить образование в высшем учебном заведении, либо делать и то и другое. Важно дать им достаточно времени на такую адаптацию и наверстывание. Это не требует слишком много времени, но его должно быть достаточно, чтобы они взяли себя в руки в различных вопросах прежде, чем пытаться предпринимать сложные умственные, социальные и деловые предприятия. [Вернуться к началу]ОдиночествоВыйдя из культа, человек обычно обнаруживает, что групповые практики направленные на нечленов культа, теперь направлены на него - то есть, его презирают и подвергают остракизму. Также, нет надежды сохранить культовую дружбу, поскольку члены культа научены ненавидеть отступников и поскольку члены культа могут попытаться вернуть бывшего члена назад. В дополнение, бывшему члену может быть непросто возобновить отношения с бывшими друзьями и семьей из-за резкого разрыва отношений при присоединении к культу. Выход из культа - это окончательное хлопание дверью: прошлое осталось позади, и вышедший из культа член направляется вперед - но один - к не отмеченному на карте будущему, в котором бывший член культа должен начинать заново устанавливать дружеские связи. [Вернуться к началу]Свидания и сексуальностьНекоторые люди пытаются наверстать упущенное изобилием свиданий, пьянством и сексуальными приключениями. Однако такое поведение часто вызывает невыносимую вину и стыд, когда бывшие члены видят контраст между запретами культа и своей новой свободой. Оно также может привести к некоторым неловким и огорчительным случаям. Другие просто паникуют и полностью избегают свиданий. Часто люди испытывали сложности с сексуальностью, свиданиями и брачными отношениями до вступления в культ, и культ искусственно облегчил эти сложности, ограничив сексуальные контакты и отношения в парах под предлогом нацеливания членов на выполнение "работы учителя". Даже если брачные отношения и родительство разрешаются, они подчинены культовым правилам. За сексуальностью в культах практически всегда каким-либо образом следят или контролируют. Образование пары с человеком противоположного пола означает, что они, возможно, будут больше заботиться о своем партнере, чем о лидере или миссии группы. Поэтому лидеры культов разрабатывают способы, чтобы удостовериться, что верность простирается наверх, а не расходится по сторонам в парных связях. Другой результат такого контроля сексуальности состоит в том, что культовая дружба становится сексуально нейтральной и не угрожающей. Правила, позволяющие только братскую и сестринскую любовь, могут ложится тяжелым бременем на молодых взрослых, полных конфликтов. В некоторых случаях сильно заряженные межличностные манипуляции, происходящие в группе, приводят к длительным последствиям. "Дженифер" рассказывала, что ее часто ругала одна из высокопоставленных членов культа за "проявление похотливых мыслей в отношении братьев. Она заставляла меня ложиться лицом на пол. Она ложилась на меня сверху и массировала, чтобы изгнать сатану. Вскоре она начала обвинять меня, что я лесбиянка!" После выхода из культа Дженифер чувствовала себя убежденной в своих сексуальных предпочтениях. Некоторые группы пропагандируют уровень членства, состоящий из воздерживающихся от сексуальных отношений, наподобие монахов на Дальнем Востоке. Некоторые из этих мужчин и женщин, выйдя из культа, не вступают в гетеросексуальные отношения, не являются они и гомосексуалистами. Культ настолько повлиял на их взгляды, что они просто избегают сексуальных отношений. Оргиастические культы принуждают к сексуальности, а не к целибату, и это тоже оказывает влияние на уходящих из этих культов. Одна женщина рассказывала, описывая лидера своего культа: "Он использовал оргии, чтобы сломить нашу скованность. Если человек не чувствовал себя комфортно, занимаясь групповым сексом, он говорил, что это указывает на психологический комплекс, который нужно отбросить, так как он препятствует нашему всеобщему единению". Некоторые культы практикуют случайные сексуальные связи между детьми и между взрослыми и различные формы проституции или сексуального рабства, иногда в комбинации с неохристианской философией. Существует также несколько отколовшихся культов, основанных на мормонизме, которые практикуют полигамию. В некоторых гуруистских культах гуру учит целибату и требует его, но сам имеет сексуальные связи с членами культа - мужчинами или женщинами. После выхода из групп с необычными сексуальными практиками бывшие члены часто не решаются говорить о своем опыте, чтобы слушающие не критиковали их за участие в этих практиках. Это тот случай, когда хорошее психотерапевтическое консультирование - или сочувствующее ухо верного друга - может быть полезным. [Вернуться к началу]Вопросы брачных отношенийКогда одого из партнеров по браку вербуют в культ, на другого партнера оказывается давление, чтобы он тоже присоединился к культу. Если этот партнер отказывается, в большинстве случаев культ разрывает брачные отношения. Лидеры говорят, насколько грешен, насколько подавляющ ("подавляющая личность"), насколько плох этот партнер, и сочетание занятости членов культовой работой и принижения партнеров - нечленов культа разрушает многие брачные отношения. Если оба партнера присоединились к культу, они не в состоянии говорить друг с другом о планах выхода из культа, поскольку верность лидеру превосходит брачные обязательства. Поэтому один из партнеров может уйти из культа, не поставив другого в известность, а не подвергаться риску быть остановленным из-за того, что другой партнер донес руководству. Многие брачные отношения разрываются из=за того, что ушедшие сокрушаются, когда осознают, что любовь и брачная верность ничто по сравнению со страхом и долгом партнера перед культом и что партнер поставил верность лидеру культа выше, чем верность партнеру. Большое количество групп устраивают назначения брачных отношений членов. Наиболее известны массовые свадьбы в мунитской Церкви Объединения, такие, как одна из них, на которой 5150 членов вступили в брак на групповой церемонии. Более маленькие группы делают то же самое с меньшим размахом. Юридические консультации необходимы тем, кто оставил супруга и/или детей в культе или кто просто не хочет больше оставаться в браке с партнером, которого он не выбирал. [Вернуться к началу]ДовериеБывшие члены культов чувствуют фобию во многих социальных ситуациях. Они имеют тенденцию удаляться и отставаться в стороне от толпы и собраний, состоящих из более, чем нескольких человек. Чувствуя себя "ободранными" культовым опытом, они не доверяют собственным суждениям и не доверяют другим людям. В дополнение, у них недостаточная самооценка и уверенность в себе. Они чувствуют себя некомпетентными, неуклюжими и нежелательными в результате культового обучения. Неспособность бывших членов доверять другим - это одна из наиболее частых и наглядных проблем. Они не только осознают, что слишком сильно доверяли, но и часто осуждают себя за то, что присоединились к культу, и за то, что чувствуют, что их способности принятия решений и суждения неадекватны. [Вернуться к началу]Эффект "аквариумной рыбки"Особая проблема для ветеранов культов - постоянная бдительность семьи и друзей, которые настороже в отношении любых признаков того, что трудности реальной жизни могут побудить бывшего члена вернуться обратно в культ. Слабые диссоциации, глубокая задумчивость, перепады настроения и положительные разговоры о культе имеют тенденцию вызывать тревогу в семье бывшего члена. И новые знакомые, и старые друзья могут также выступать триггером, вызывающим в бывшем члене чувство, что люди удивляются, недоумевая почему он присоединился к культу. Часто ни бывший член, ни семья и друзья не знают, как начать дискуссию на эту тему. Самый лучший совет, который я могу дать по поводу этой ситуации, - это чтобы бывшие члены сосредоточились на реальности своего окружения и деталях текущего разговора до тех пор, пока чувство наблюдения за собой постепенно не исчезнет. Бывшие члены иногда хотят поговорить с людьми о положительных аспектах культового опыта. Помимо признания серьезности сделанного посвящения, чувства цели и свершения и простоты жизни в старом режиме, они обычно хотят обсудить некоторые теплые дружеские отношения или романы, а также свои уникальные путешествия, случаи или личное понимание. Однако они обычно чувствуют, что другие люди, особенно семья, хотят услышать только отрицательное. Бывшим членам нужно говорить о своем опыте, то, что они хотят, объясняя окружающим, что это не означает, что они собираются вернуться в культ. Часть отбрасывания культового черно-белого мышления - это учиться видеть все стороны вопроса, и это научение применимо и к тому, как рассматривается культовый опыт. [Вернуться к началу]Страх перед обязательствами и посвящениемМногие люди, вышедшие из культов, хотят найти способы применения своему альтруизму и энергии, не становясь при этом пешками другой манипулирующей группы. Некоторые испытывают страх стать членами группы, беззащитными перед западней контролирующей организации или людей. Они ощущают необходимость в присоединении к какой-либо группе, но не знают, как сделать правильный выбор среди мириад противоборствующих организаций - социальных, религиозных, филантропических, обслуживающих и политических - выбирая группу, в которой они могут быть хозяевами сами себе. В течение некоторого периода времени большинство переживает нежелание вступать в любую группу или давать обязательства другому человеку или деятельности или жизненному плану. Они боятся вернуться в свою прежнюю церковь, прежний клуб или прежнее учебное заведение. Они избегают социальной деятельности и добровольных организаций. Фактически, это может быть здоровой реакцией. Те из нас, кто помогает бывшим членам культов, рекомендуют проявлять осторожность в отношении присоединения к какой-либо новой группе и вместо этого советуют деятельность чисто социальную, связанную с работой или образованием, по крайней мере, на протяжении того времени, пока человек более полно дистанцируется от культового опыта и лучше поймет феномен вербовки. [Вернуться к началу]Философские и мировоззренческие вопросыБольшинство культов провозглашает, что их члены - мировая элита, даже хотя к членам по отдельности могут относиться только как к средству для достижения цели и унижать их. Находясь в культе, члены отождествляют себя с этим заявлением и проявляют моральное презрение по отношению к другим людям. Они принимают групповую систему ценностей и ее чувство претенциозности, интеллектуального превосходства и снисходительного отношения к внешнему миру. Находясь в культе, члены учатся проявлять моральное презрение к нечленам и членам, которые решились уйти из группы. [Вернуться к началу]Неприязнь и слишком критическое отношениеНеприязни и отвращению учат во многих культах, иногда в скрытой форме. Бывшие члены различных культов говорят, какие усилия им приходится прикладывать, чтобы не поднимать шум из-за женщин в брючных костюмах, не гневаться на родственников, которые едят мясо, и не насмехаться над господствующими тенденциями политических или социальных достижений. Они могут обнаружить, что все еще держатся за культовые обычаи, такие, как желание носить темную, тусклого цвета одежду, чтобы не выглядеть, как "проститутка", желание быть на стороне праведности в своем мышлении, желании никогда не тратить деньги, не проявлять близкие отношения или не развлекаться. Некоторых учили предрассудкам в отношении определенных рас, религий, этнических групп или социальных классов, а иногда даже в отношении людей, которые всего лишь носят одежду "неправильного" цвета. Находясь в группе, члены получали похвалу за высказывание этих неприязненных чувств от лидера. Выйдя из культа, эти люди отчаянно хотят остановить извержение ненависти. Подросткам, которые выросли в таких группах требуется значительное обучение в том, как жить в многоэтническом, многокультурном, многорасовом мире с экуменическими практиками. Никогда не обучаясь, как жить в демократическом мире, они научились, как жить в фашистском мире, где последователи вторят ценностям лидера. Один подросток и его родители обратились ко мне за помощью, поскольку мальчик учился только в школах, принадлежащих культу. Теперь, выйдя из культа, он извергал яд культового лидера и был побит и подвергся остракизму в школе. Он был в сильном замешательстве. Он всхлипывал, рассказывая мне: "Я сказал классу то, чему лидер учил нас - что Папа Рммский и американская почтовая служба - часть заговора коммунистов - и все смеялись надо мной и говорили: "Вот опять идет сумасшедший ["Джой"]". После школы они побили меня и сказали, что они еще доберутся до меня". С помощью директора школы и учителя мы разработали образоватлельную программу для него и, в конце концов, он и его родители рассказали классу о культах, показали образовательные фильмы о культах и обсудили, как избежать вербовки. Для недавно вышедших из культа люди вокруг не выглядят преданными или усердно работающими. Они кажутся ленивыми и не заботящимися о мире. Культы проповедуют совершенство и осуждают членов за несовершенство, и члены культов проводят годы, пытаясь жить согласно идеалу совершенства, постоянно терпя неудачи из-за того, что эти стандарты выше человеческих способностей. Будучи обусловленными осужением своего культа в отношении верований и поведения людей вне культа, бывшие члены имеют тенденцию оставаться слишком критичными к большей части обычного человеческого поведения. Находясь в культе, члены не только научились быть жесткими по отношению к тем своим подчиненным, которые несовершенны, но иногда и подвергались наказанию за недостатки других и свои собственные. Войдя в обычное общество, некоторые бывшие члены продолжают оставаться карающими, критикующими и конфронтирующими постановщиками заданий. Простые человеческие ошибки и забывчивость других способны вызвать презрение бывшего члена культа. Культы, организованные вокруг околовоенных, политических и психологических вопросов, имеют тенденцию учить наиболее жестким и конфронтационным практикам. [Вернуться к началу]Больше не спаситель мираНичто вне культа не кажется таким жизненно важным и величественным, как жизнь, которая требовалась в культе. Членам говорили, что они выполняют "мировую работу". Выйдя из культа, человек смотрит, какой работой заняты люди, и она ему кажется безнадежно малой и не имеющей значения по сравнению с его работой для группы, которая имела целью спасение душ или самого мира. [Вернуться к началу]Полезные задачи для людей, вышедших из культовЗнание того, что другие до вас испытывали многие симптомы, которые вы можете испытывать сейчас, как бывший член культа, является источником огромного утешения и облегчения для многих. Вместо того, чтобы считать себя безнадежным или сходящим с ума, вы можете заниматься самообразованием, чтобы узнать, что переживания, через которые вы проходите, - признанные последствия пребывания в культе. Будьте настороже в отношении возможности диссоциации и постарайтесь найти занятия, которые прервут ритм монотонной работы, чтобы не впасть в культовые привычки и периоды "плавания". Это раннее понимание также подталкивало меня внимательнее смотреть на некоторые эффекты, которые вызывает у людей постоянно повторяющаяся деятельность, которая обычно имеет место в культах, и сила процессов реформирования мышления. "Не волнуйтесь, - говорю я. - В конце концов, все это пройдет". И действительно проходит. Это вопрос времени плюс умения давать ярлыки тому, что вы переживаете, и слышания хороших объяснений того, что происходит с вами, включая ваши психологические реакции и движение вверх и вниз в процессе исцеления. Исцеление - это психообразовательный процесс - чем больше вы узнаете о культе и чего ожидать впоследствии, тем быстрее процесс вашего исцеления и интеграции в новую жизнь вне культа. [Вернуться к началу]Прошлые жизни и искаженные истории жизниВ отсортировке прошлых жизней от событий реальной жизни или воссоздании своей истории и семейных связей часть восстановительной работы - вспоминать и пересматривать события из жизни до присоединения к культу и сравнивать их со специфическими взглядами и содержимым, внедренным культом. Активная работа по установлению того, что было в действительности до, в течение и после жизни в культе, и размышлению над тем, как снова установить семейные связи, очень важна для большинства бывших членов культов. [Вернуться к началу]Когнитивная недостаточностьЯ часто рекомендую бывшим членам, имеющим разновидности когнитивной недостаточности, описанные ранее, чтобы они взяли "тайм-аут" и дали себе перерыв и чтобы они не поступали сразу же в университет, магистратуру или аспирантуру, поскольку их удержание внимания во время чтения, усидчивость и способности к запоминанию и рассуждению улучшатся через несколько месяцев. Попытка функционирования на высоком уровне в требовательной и соревновательной обстановке наподобие магистратуры или аспирантуры может вызвать ненужный стресс. Восстановление утраченной остроты ума требует времени и усилий - возможно, вы захотите попытаться перечитать заново, вернуться к деятельности, которая интересовала вас до присоединения к культу, или учиться на менее интенсивных вечерних курсах для начала. Составление списков и ведение конспектов - два наиболее полезных и наиболее популярных вспомогательных средств при когнитивных трудностях. Вы можете составлять детальные планы всего, что вам нужно сделать, и всего, что вы хотите сделать, день за днем. Затем вы следуете плану, отмечая выполненные пункты, в результате чего вы сможете увидеть прогресс. Когда появляется пассивное поведение или вызывающая проблемы нерешительность, может быть полезным проанализировать культовые побуждения и предписания против того, чтобы подвергать сомнению доктрины или указания. Это прольет свет на результаты того, что вы жили месяцы или годы в окружении, побуждавшем к покорности, а также поможет вам снова думать самим и высказывать мнения. На протяжении этого процесса культ и его сила демистифицируются по мере того, как вы осознаете, что приказы руководства, в основном, были направлены на то, чтобы создать закрытое, контролируемое культовое окружение и осуществлять слежку за членами. [Вернуться к началу]Как остановить "плавание"Ориентированные на поведение образовательные техники - лучшие методы противодействия и борьбы с эпизодами "плавания". Триггеры - это просто ассоциации и воспоминания, и ничего более. Они не являются арканами, внедренными другими людьми в ваш разум. Они не являются отражением неконтролируемого внушения. "Плавание" - это просто "застревание" на несколько минут или иногда часов в привычном, отстраненном и противоречивом состоянии, таком, какое вы испытывали, будучи в культе. Во время эпизодов "плавания" бывшие члены культов переживают три типа воспоминаний:
Часто бывшие члены культов не различают воспоминаний о культовой жизни. Но учиться распознавать и отождествлять описанные типы полезно в процессе избавления от них навсегда. Это демистифицирует ваш культовый опыт и силу, которую, как вы думаете, он имеет над вами. Вы больше не чувствуете, что вы отданы на милость какого-то странного явления, которое вы не можете контролировать. Некоторые культы даже имеют свои собственные термины, такие как рестимуляция, которые они используют для предсказания повторения этих эпизодов (и в культе, и позже). Это, разумеется, настраивает членов на ожидание того, что они будут время от времени повторяться. Культ, который использует этот особый термин, также окрашивает это непроизвольное состояние заявлениями, что "вы не можете избежать этого, потому что это в вашей "электропроводке". Это пугает членов, которые потом несут с собой это понятие, когда уходят. Мифы, подобные этому заставляют бывших членов сильно переживать, когда появляются диссоциативные эпизоды. Запомните, не существует мистических, механических, не поддающихся контролю событий. Ни один культ и ни один человек не имеет силы или способности внедрить такие вещи в разум членов или вызывать появление таких эпизодов после ухода членов. Нет научных доказательств, нет достоверных клинических наблюдений, что существует такая возможность. Люди, вышедшие из культа могут ожидать и не должны испытывать тревогу из-за периодов, когда они перестают ориентироваться во времени или пространстве. Для них нормально часто думать о различных событиях из культовой жизни и иногда чувствовать, как будто они вернулись в культ. Во время консультирования по выходу из культа семьям нужно сообщить, что такое "плавание", возможно, будет происходить в течение определенного времени после того, как член культа оставил группу. Они должны посоветовать бывшему члену говорить об этом и бороться с этими эпизодами. "Плавание" не означает, что вы хотите вернуться в культ. Как было описано ранее, "плавание" чаще всего происходит, когда вы находитесь в напряжении, беспокоитесь, нерешительны, одиноки, отвлекаетесь, утомлены или больны. Как только вы осознаете, когда эти эпизоды могут произойти, вы можете подготовиться к ним. Тогда это событие будет менее удручающим, если оно произойдет. Осознание того, что "плавание" - это диссоциативный момент, окажет помощь. Как только вы поймете, что вы просто временно психологически "выключаетесь", вы не будете думать, что ваша память слишком буйная или что вы сходите с ума. Вы можете сказать себе: "Мне не нанесен пожизненный ущерб. Это просто одномоментная диссоциация. Я могу начать с того места, где я остановился. Это просто мысль, просто воспоминание. Мне не нужно действовать согласно ему". Вот некоторые полезные противоядия:
Все эти техники помогут прервать поток эмоций и эмоциональные воспоминания, которые приходят к вам. Возвращение вниз на землю и настойчивое противостояние триггерам и "плаванию" позволит вам сделать большой прыжок к исцелению. [Вернуться к началу]Борьба с неприязньюБывшие члены культов какое-то время остаются строгими в своем отношении к другим. Эта строгость - остаток культового морального релятивизма, который обеспечивает причины для ненависти и осуждения. Требуется много постоянного личного наблюдения за своим отношением к другим, чтобы изменить эти укорененные реакции. Необходимо делать осознанные усилия, чтобы понять человеческие слабости. Реактивация личного чувства ценностей и хороших стандартов без маниакального осуждения повседневных человеческих неудач и слабостей в себе или в других - необходимый шаг в исцелении. [Вернуться к началу]Учиться снова доверятьВосстановление чувства доверия будет происходить в определенной степени от способности терпимости к размышлениям и обсуждениям злоупотреблений и предательству, которые вы пережили. Массивный гнев членов культа на несправедливость и злоупотребления остается скрытым во время пребывания в культе. Этот гнев выходит на поверхность в бывших членах культов вместе с гневом на нечестность и обман, которые нужно было игнорировать или на те факты, о которых человек не знал до выхода из группы. Доверие сложно установить заново. Восстановить доверие проще тем, кто имел возможность поговорить с консультантами по выходу из культа, провел некоторое время в реабилитационном центре (см. главу 11) или занимался психотерапией после выхода из культа. Одно из наиболее острых последствий культовой жизни - недоверие к самому себе. Многие люди начинают обвинять себя, вопрошая: "Как я вообще мог вступить в культ?" Часть консультирования по выходу и последующей психообразовательной работы - помочь бывшим членам культа проанализировать свое вовлечение в культ. По мере того, как они распознают обманную, пошаговую программу влияния, которая привела их в группу, они будут меньше обвинять себя. Они смогут простить себя и продолжать свою жизнь. [Вернуться к началу]Восстановление чувства удовлетворенностиБольшинство из нас получают чувство удовлетворения при хорошем выполнении небольших жизненных задач. Многие бывшие члены описывают, как они прилагали усилия, чувствуя, что теряют напрасно время, хорошо относясь к сотрудникам или поливая цветы соседу или навещая больную тетю. Они не позволяли себе почувствовать никакого удовлетворения, поскольку все еще судили согласно культовым стандартам. Нет ничего страшного в том, чтобы еще раз почувствовать радость. Нет ничего страшного в том, чтобы быть добрым к одному человеку в одно время. Фактически, невозможно сделать то, что означало бы "спасение мира". Такие абстрактные цели - просто абстракция, и они отвлекают от жизни и совершения добра день за днем. * * * Обсуждение в этой главе не раскрывает конфликтов, смятения и беспокоящих последствий, с которыми боролись бывшие члены культов. Но она должна помочь читателю начать понимать размах исцеления от культового обусловливания и культового опыта, которое должно произойти. Выход из культовой псевдоличности подобен новому образованию и росту. Самопомощь при помощи чтения может быть неоценима для тех, кто живет далеко от признанных источников помощи, таких, как консультанты по выходу, специалисты по информации в отношении культов, групп поддержки бывших членов и профессионалов в области психического здоровья. [Вернуться к началу]Есть жизнь после культаРаботая со многими бывшими членами культов, я представила картину железнодорожной станции и железнодорожных путей. Я думаю о людях, стоящих вдоль железнодорожных путей, разносчиках, волынщиках, жульниках-художниках и самопровозглашенных спасителях мира, которые выпрыгивают из поездов и показывают свои соблазнительные изделия и стараются завлечь как можно больше людей на станции запрыгнуть в поезд и ехать вместе с ними к видению совершенства. Осторожно! Это может быть последняя остановка поезда на пути в ад на земле. Я хочу высказать одобрение тем, кто продолжает хотеть стараться делать добро и быть добрым к своей семье, друзьям и человечеству. Я высказываю им одобрение за то, что они выпрыгнули обратно после предательства духовно злоупотребляющего человека, психологического эксплуататора или политического обманщика и не позволили фашиствующему псевдо-гуру продолжать контролировать их. Я высказываю одобрение тем, кто высказывается и верит, что мы все должны продолжать стараться удержать этих злоупотребляющих людей от захвата еще большей части мира. Действительно, цена свободы - постоянная бдительность и способность исцеляться от поражений, жульничества и изнурительных атак. Свободный разум - это замечательная вещь. Свободные умы сделали открытия, послужившие прогрессу медицины, науки и техники; они создали великие произведения искусства, литературы и музыки; они разработали наши правила этики и законы цивилизованных стран. Тираны, которые принимают руководство над нашим мышлением и настаивают на политической, психологической или духовной "правильности" забирая нашу свободу, особенно свободу наших умов, угрожают сегодня, завтра и всегда. [Вернуться к началу]Версия для печати |